В прошлый раз мы прошли мимо художественного музея, расположенного на проспекте Андерсена, сразу за кварталом Тиволи и наискосок от ратуши. Сегодня мы его посетим: в воскресенье вход бесплатный (правда, открывается довольно поздно - в 11 утра). В Копенгагене много музеев, и мне трудно выстроить их в ряд по рейтингу, побывав всего в одном. Так что не буду утверждать, что это лучший или самый интересный, а просто поделюсь впечатлениями.
Согласно Википедии, глиптотека - это собрание античной скульптуры. В мире много подобных коллекций, но как часть названия это слово присутствует только в трёх: в Мюнхене, Копенгагене и Афинах. Тем не менее, датская глиптотека экпонирует не только скульптуры и не только античные: есть залы с картинами и работами почти современных скульпторов.
Довольно полная информация о музее размещена в
англоязычной Википедии, поэтому я повторяться не буду, а покажу картинки, благо фотографировать там никто не запрещает.
Здание музея состоит из двух разнородных частей: крыло постарше (1897 г.) выходит фасадом на проспект и радует редким в городе венецианским стилем:
Новое крыло (1906) в глубине квартала, и его на фотке не видно. Большой плакат зазывает на выставку о Клеопатре, и действительно, один из залов был предоставлен для египетских артефактов (правда, далеко не все имели отношение к харизматической царице). Самым интересным экспонатом там был текст, содержащий её биографию :)
Вопрос читателям: кто самый известный датский скульптор? Правильно, Бертель Торвальдсен (хотя он был этническим исландцем и всю жизнь жил в Италии). Его творчеству посвящён
отдельный музей, созданный ещё при жизни мэтра, а в Глиптотеке его работ нет. Зато широко представлены другие авторы, которые все без исключения считаются его учениками и последователями.
Надо отметить, что датские скульпторы отличались оптимизмом и жизнелюбием - посмотришь на их творения, и сразу повышается настроение:
Кроме датчан, в старом крыле несколько залов посвящено французским импрессионистам. К сожалению, большая часть картин в этот день была закрыта для посетителей, но удалось посмотреть скульптуры Гогена и бронзовых танцовщиц Дега. Во всех музеях главный враг фотографа - это отнюдь не смотрители, а блики, так что во многих залах я даже не расчехлял фотоаппарат. Но мимо вот этой скульптуры я пройти не мог:
Имхо, лучшее, что есть в этом музее, но имя автора не скажу.
Экспонируются не только готовые работы, но и черновики и заготовки. Есть даже стенд с частями лица (носы и уши), но я пропустил. Зато бракованные античные головы - пожалуйста:
Теперь перейдём в новое крыло. Две части здания соединяет зимний сад под высоким куполом, и там даже растут гигантские пальмы:
Это вид назад, на старое крыло. А вот вид сбоку, из окна галереи:
Внизу можно не только отдохнуть на скамейках, но и перекусить в кафешке, купить литературу. Но самое интересное в холле даже не пальмы, а вот эта скульптура некоего Кая Нильсена "Водная мать":
Карапузиков только с одной стороны 10 штук, а ведь ещё несколько ползают за спиной :)
Один экспонат висит не внутри, а снаружи, во внутреннем дворике. Это мозаичное панно повествует о строительстве музея - никакой механизации на рубеже веков ещё не было:
Новая часть здания почти полностью посвящена древнему времени, и большую его часть занимают залы о предках римлян - этрусках. Здесь гробницы, кувшины, предметы утвари и культа, каменные письмена, статуэтки, украшения и много чего другого:
До посещения я думал, что от этрусков вообще мало что осталось, но как видим, это далеко не так.
Наконец выходим в огромный "греческий зал". Судя по тогам, скульптуры по периметру всё-таки изображают римлян, а вот что там огорожено в центре зала, я так и не понял. Видимо, какая-то аутеничная мозаика:
На этом возможности организма по усвоению информации исчерпались (ведь музей посетился не до, а после долгой пешей прогулки), и культурная программа закончилась. В следующий раз расскажу ещё что-нибудь.