После Кревского замка наш дальнейший маршрут пролегал по сельским дорогам.
В каждой деревне найдётся немало интересного, а расстояние между ними не превышает 7 км, поэтому на перемещения времени не тратится вовсе (к тому же, по гладким и пустым дорогам). Приходится только часто останавливаться, ибо здесь не только замечательные виды,
но и артефакты встречаются весьма занимательные. Вот, например, такое чудо сельскохозяйственной техники:
Через пять минут после выезда из Крева на горизонте появился монастырь отцов-базилиан в Борунах. Сами Боруны - крошечная деревня, а костёл (святых апостолов Петра и Павла) внушает:
Опять же, по части архитектуры виленского барокко отсылаю вас к маэстро Дарриусу, где всё
разложено по полочкам. Подчеркну только, что фича этого костёла - вопиющая асимметричность. Такое увидишь, и название Боруны запомнится надолго:
Между тем, колокольня удачно вписывается в зияющую пустоту от отсутствия правой башни:
Также отдельно, даже через дорогу, стоит часовня. Вместо ожидаемой матки бозки внутри оказался крест распятия:
Внушительный монастырский корпус стоит заброшенным. Жаль, что такое капитальное здание не используется, но опять же - деревня Боруны маленькая, и надобности в учебных или иных зданиях просто нет:
Не знаю, сохранилась или восстановлена монастырская стена, но типичная для Белоруссии валунная кладка выглядит вполне аутентично:
Выше монастыря расположено деревенское кладбище. Здесь оно не совсем типичное, хотя тоже выбрано наиболее живописное место. В остальных деревнях под кладбище обычно отводится сосновая рощица (жаль, не удалось ни одного заснять).
Костёл также был закрыт на замок, поэтому сразу поехали дальше, и ещё через 5 минут торжественно въехали на главную площадь Гольшан:
Гольшаны - это не просто деревня, а целый агрогородок населением в добрую тысячу, а в Средние века был даже центром удельного княжества. Поскольку время было обеденное, остро встал вопрос найти кафешку. Дело в том, что в сельской Белоруссии по выходным - это нетривиальная задача: все заведения снимаются под мероприятия. Ну в самом деле, надо же где-то отмечать свадьбы, дни рождения и другие праздники! В Гольшанах в эту субботу был день поминок, и обе кафешки закрывались на спецобслуживание. Нам, впрочем, повезло - во второй из них столы ещё только накрывали, и пообедать всё-таки удалось, вкусно и дёшево. Местные жители, прибывшие на поминальный обед, отличались солидным видом (в строгих чёрных костюмах), держались с достоинством, и даже после застолья облик никто не потерял.
В Гольшанах имеется полный ошмянский набор: руины замка, монастырь с костёлом, муравьёвка. Но особенно интересно село своим еврейским кварталом 30-х годов:
Может, кто-нибудь подскажет, для чего окна в домах чередуются с высокими узкими дверьми? Обычно устройство домов, типичных для штетлов, предусматривает хозяйственный вход для товаров (который может даже располагаться на высоте, а подъём грузов - с помощью лебёдки), но тут очень уж узкие двери (и порой с высоким порогом).
Ещё фотографии еврейских домов.
В Гольшанах мирно соседствуют здания разных эпох. В частности, вот рядом стоят еврейский дом, здание бывшей польской администрации (гминной управы) и советская школа:
Во дворе муравьёвки (св.Георгия, 1901) свили гнездо аисты, да и скворцы наверно тоже, только ниже по стволу:
Здесь наконец-то удалось попасть внутрь как православного, так и католического храма - служители зашли туда по своим делам, и запираться не стали :) В православной церкви показалось намного уютнее, но это мнение чисто субъективное. Зато в костёле Иоанна Крестителя удалось щёлкнуть вспышкой:
Монастырь францисканцев здесь тоже велик, и корпуса хоть и обшарпаны, но не все заброшены:
А вот базилика хорошо отремонтирована, и её приезжают смотреть организованные туристы на автобусах:
Парадный вход в костёл и витражи:
После Кревского замка, руины дворца Сапег смотреть уже было неинтересно, поэтому ограничились снимком издалека:
Судя по размеру окон, это никакая не крепость, а именно дворец, хотя и имеет форму крепости (даже с угловыми башнями). Кому интересно - у Дарриуса отдельный подробный пост, а мы поехали обратно в Минскую область, на Воложин.
На этом приключения не закончились. По пути попалась деревня Вишнёво, еврейская община которой дала миру не кого-нибудь, а президента Израиля Шимона Переса (в отрочестве Семёна Перского). Но от общины осталось только кладбище, а вот тандем наличествовал во всей красе. На берегу Гольшанки расположился древний Благовещенский костёл с изящной брамой-звонницей:
На его фасаде совсем уж удивительная дата,
но на самом деле костёл построен в 1641 году (с дальнейшими перестройками), что впрочем тоже внушает уважение, а дата - по всей видимости, первого появления деревянного храма на этом месте. К звоннице я подошёл поближе:
От костёла открывались виды на речку и на Козьмодемьянскую церковь 1865 г. Чтобы не выпадать из местной религиозной цветовой гаммы, хозяин механизированного двора выкрасил свой забор в ярко-голубой цвет:
Вы конечно же узнали муравьёвку, но здесь она выглядит совсем не так стандартно, как в других местах, и даже имеет валунные стены и ограду:
Говорят, в селе был даже металлургический завод, но мы его с дороги не заметили. Зато заметили цветущую вишню - судя по всему, символ села Вишнево:
Пожалуй, самое приятное из всех посещённых за этот день мест. Но сил и времени уже не хватало, поэтому и Вишнево, и райцентр Воложин подверглись только беглому осмотру. Последний вообще проехали насквозь, остановившись на минутку ради костёла св.Иосифа 1815 г., который и на храм-то совсем не похож, а скорее на дом культуры:
Впрочем, в советское время он чем-то вроде этого и являлся, и даже солярный символ на фронтоне до сих пор тщательно затёрт. Однако, рядом стоящая звонница почему-то сохранилась:
В костёле шло венчание, и мешать совершению обряда мы не стали :)
На углу улицы, возле собора ещё стоял типовой памятник Иоанну Павлу второму, но его фотографировать я не стал из принципа - эти штамповки сейчас заполонили всю католическую Европу. Из достопримечательностей, в Воложине ещё имеется дворцово-парковый ансамбль Тышкевичей, но это как-нибудь в другой раз - и без того день получился насыщенным и удачным.