замки и костёлы Ошмянского уезда: Крево

May 02, 2011 21:07

Тема кризиса порядком надоела, поэтому резко меняю пластинку. Майские праздники начались ударно: первой в этом году вылазкой за пределы мегаполиса, причём довольно далёкой - за 100 км, в соседнюю Гродненскую область, а именно в её северную часть, приграничную с Литвой. Эти земли имели довольно сложную историю, что закономерно отразилось на их культурном наследии и даже современной жизни. Несмотря на близость к Вильнюсу (70 км), эту территорию сложно отнести к какой-нибудь определённой исторической области. Некоторые культурологи называют эти места "Нальшанский край" в честь древнего литовского удельного княжества, но нам кажется правильнее их назвать Ошмянским уездом: данная административная единица Российской империи существовала долго, не так давно (1795-1920) и включала в себя как раз те земли, о которых и пойдёт речь.



Что характерно для этих мест, чем они могут привлечь путешественника? Природа: ландшафты весьма живописны - холмистая местность, с видами до горизонта, сосновыми рощицами, пасторальными пейзажами, аистами на каждом втором вековом дереве. Архитектура: развалины древних литовских замков и крепостей; костёлы и монастыри от польских времён; православные церкви; еврейские гражданские и религиозные здания; кладбища всех времён и народов; места боёв мировых войн. Современность: аккуратные агрогородки, развитое сельское хозяйство, отличные дороги даже между сёлами, а главное - спокойный, трудолюбивый, трезвый и доброжелательный народ.

Начальную точку нашего маршрута по Ошмянскому краю не надо долго искать: она находится буквально в 1 км от шоссе Минск-Вильнюс, и это - знаменитый Кревский замок. Текст дорожного указателя, правда, звучит несколько зловеще: "--> фрагменты Кревского замка", но нас это ничуть не испугало, благо, пейзажи тут безмятежно мирные:



Хотя выбранный маршрут не является туристическим мэйнстримом, было бы наивно думать, что я его блогосферный первооткрыватель. Прежде, чем читать дальше, обязательно ознакомьтесь с академическими трудами юзера darriuss про Крево и остальные места. Лучшего источника по истории и архитектуре белорусских сёл и городов в блогосфере я не знаю, и на эту тему мне просто нечего добавить, разве что личные впечатления.

Руины крепости неплохо сохранились по периметру, особенно если учесть, сколько раз она разрушалась врагами, и сколько подобных руин полностью растаскивалось на стройматериалы. Размер крепости впечатляет: по своей площади она не уступит хорошему футбольному полю. Вот вид на западную стену изнутри; она едва поместилась в кадр даже без зума, а фигурка человека даёт неплохое представление о масштабах сооружения:



Даже издалека хорошо виден ряд бойниц в верхней части стены, намекая нам о том, что сами стены возвели позднее даты основания замка лет на 200, когда появилось эффективное огнестрельное оружие. Поверхность внутреннего двора (детинца) сильно неровная, со следами провалов. Не знаю, проводили ли здесь раскопки археологи, но кроты трудятся здесь весьма усердно.

Сдвигая объектив правее, видим остатки угловой башни Кястутиса и не менее мощную северную стену, но уже с меньшим числом бойниц:



Угловая башня как бы вынесена за пределы периметра, и разрушилась сильнее стен. Польские власти провели консервацию руин в 1929 г., кое-где подлатав булыжные стены кирпичом, скрепив раствором валуны и установив деревянные навесы для защиты критических участков от снега:



На башню, впрочем, можно забраться, пройдя под деревянными балками:



А вот северная стена извне. Возможно, подобные навесы делали и над стенами действующей крепости:



Вокруг крепости, конечно же, имелся и крепостной ров с водой. Его восстановили в виде стилизации, в месте подхода организованных туристов:



Как видно из размера кладбища на склоне, Крево - село небольшое. Однако, интересные места в нём не ограничиваются замком: есть немало старых деревянных частных домов, синагога с миквой, и целых две церкви. Два века давления со стороны государства (ликвидация униатства, запрет на открытие костёлов, и наоборот, массовое строительство православных церквей в 19 веке, атеизм и физическое разрушение храмов в 20-м) не привели даже к снижению доли католиков среди населения региона, которая держится на внушительном уровне в 80%. Поэтому буквально в каждой деревушке обязательно найдётся тандем символов двуединства местной культуры: костёл и православный храм. Был и третий обязательный элемент - синагога, но после исхода еврейского населения действующих больше нигде не осталось. В силу исторических причин, сохранившиеся костёлы по времени постройки делятся на три группы: 16-18 вв., 1909-39 и после 1990, а православные - на две: т.н. муравьёвки 1850-60 гг. (построенные по распоряжению графа Муравьёва по типовым проектам церкви псевдорусского стиля) и новоделы.

В Крево эта пара состоит из новодельного костёла и муравьёвки. Костёл построен непосредственно у замка



и отличается простотой стиля и отделки. Чтобы народ сразу запомнил, его название выложено камешками прямо перед входом:



По-белорусски это значит "костёл преображения господня". Двери были заперты, но внутрь заходить не особо-то и хотелось - строители сэкономили даже на витражах:



А по неписанным законам чотких блоггеров, муравьёвку даже одной фоткой удостоить неприлично :)

крепости, Белоруссия, Гродненская область, церкви католические, сельская местность

Previous post Next post
Up