мегапутешествие-2010: св.Непомук и другие стариканы

Jun 18, 2010 23:07

В каждом городе, даже самом маленьком, обязательно найдётся хотя бы один памятник. Их посвящают людям, достойным всяческого уважения за свой вклад в развитие самого города или всей страны, науки, культуры или религии - выдающимся если не во всех, то в некоторых отношениях точно. Однако, под рукой скульптора памятник обычно приобретает несвойственные прототипу черты, часто героизируя реальный персонаж, но случается и наоборот, если творческий порыв ваятеля льётся через край. Вот о последних случаях сейчас и поговорим: по пути мне приходилось видеть статуи, которые иначе как "безумными стариками" и не назовёшь.



Первый такой дед мне попался в польском городе Ольштын. Сразу же вспомнился наш футбольный кумир Андрей Аршавин, точно таким же жестом призывающий болельщиков помолчать после забитого гола:



Как позже выяснилось, это очень непростой старец по имени св.Ян Непомученный - известный чешский святой, за что-то сброшенный злым королём Вацлавом прямо с Карлова моста. Тем не менее, он любим народом не только в Чехии, но и во всех остальных странах Восточной Европы. Если присмотреться, почти в каждом городе найдётся его статуя - даже мне (я не большой любитель фоткать памятники) их попалось целых пять. На первой статуе, у него почему-то вместо канонического 5-звёздного нимба на голове какие-то потёки.

Вот такой вот суперстар. Второго, в Ческом Крумлове, я проигнорировал - нефотогеничен, но вот третий Непомук в словенском городе Шкофья Лока занимает очень видное место - прямо на городском ("Капуцинском") мосту, причём имеет в наличии все свои атрибуты. Примечательно, что он стоит в той же позе, что и его польский коллега, и делает тот же самый аршавинский жест. Да и наряд побогаче:



Четвёртый Непомук (в венгерской транскрипции "Непомуки" - прямо как по-японски) встретился мне в венгерском городке Вач. Здесь у него нет ни атрибутов, ни неприличных жестов, но зато в руках тяжёлый крест, что весьма уместно и глубоко символично, поскольку как раз в это время городок переживал наводнение. Обратите внимание, что дунайская вода плещется прямо под постаментом и повсюду лежат мешки с песком:



Николая Коперника трудно отнести к безумцам, но его земляки-торуньцы отчаянно постарались выставить его в таком свете, поставив в одну композицию с великим учёным осла и обернув его (не осла, а Коперника) в захидноукраинскую вышиванку:



Раз уж мы заговорили об учёных, следующий снимок посвящён какому-то балатонскому инженеру (к сожалению, имя и род занятий определить не смог), который ещё совсем не стар, но зачем-то носится с табуреткой вместо того, чтоб на ней сидеть. В кепке, куртке, штанах, но босиком, он напряжённо всматривается в балатонские дали:



У чехов столько отцов народа, от короля Карла до президента Гавела, что каждому городу приходится выбирать, кому из них посвятить свою главную площадь. Обычно эта честь достаётся Яну Гусу, а в честь остальных называются улицы (ул. Палацкего есть абсолютно везде, и я поначалу думал, что это типа Дворцовая (от слова "палац"), но оказалось - это человек, и довольно известный). Но в городе Табор, последнем оплоте гуситской армии, никаких сомнений не возникало: конечно же главная площадь и памятник на ней посвящены одноглазому (по другим данным - слепому) полководцу Кутузову Яну Жижке. Фигура у него, однако, совсем не военная, и голова втянута в плечи:



В Словакии отцов народа меньше, но тоже есть известные и уважаемые люди. Посмотрите, как любят студенты основателя Трнавского университета, некоего иезуитского кардинала Петра Пазманого. Несмотря на то, что с того знаменательного события прошла не одна сотня лет, у постамента в будний день лежат живые цветы:



А вот отец венгерского народа, король Иштван. Если судить по его делам и роли в становлении нации и государства, воображение рисует эдакого супермена с жезлом и на лихом коне. Именно таков главный памятник королю в Эстергоме, который приводят все источники. Но вот приходим на гору Геллерт в Будапеште, и видим человека далеко не королевского обличья (зато туфли у него моднейшие). И если б не надпись на постаменте, ни за что бы не поверил, что передо мной великий король:



А вот на главной площади Любляны никакой не король и даже не святой, а народный поэт Франц Прешерен. Словенцы очень болезненно относятся к критике их любимого памятника, а у меня с ними и так сложные отношения, так что на сей раз от комментариев воздержусь. Зацените сами (женщина сверху - это, должно быть, муза):



Теперь перенесёмся в Хорватию, там тоже есть, что посмотреть. Вот самый знаменитый безумный дед, римский император Диоклетиан (или как его метко назвали в каком-то блоге, "первый в мире дауншифтер"). В отличие от остальных наших персонажей, в реальной жизни он действительно отличался странностями поведения, гг. Император стоит возле своего собственного дворца и, очевидно, негодует, что его резиденцию превратили в большой сувенирный ларёк:



Жители Шибеника, благодарные за постройку кафедрального собора, поставили памятник архитектору Юраю, получившему прозвище "Далматинац" за то, что всю жизнь строил этот самый собор, и так и не достроил. В конечном итоге собор закончили уже без него, но особыми размерами и единством стиля он не отличился. Я его даже пропустил в череде городских церквей. Но зато памятник заметил. У мужика довольно расслабленный вид, да и смотрит куда-то в сторону - теперь понятно, почему он собор не достроил:



А в крошечном городке Раб, центре одноимённого острова, целых два сумасшедших старикана! Один из них - покровитель острова, святой Христофор. Почему-то до боли напоминает неандертальца:



А второй - святой Марин, который переплыв Адриатическое море, основал монастырь, а потом и государство Сан-Марино. Очевидно, на маленьком острове двум святым сразу места не нашлось. Я бы лично испугался, встретив на узкой средневековой улице вот такого персонажа с безумным взором, подкреплённым тяжёлыми орудиями в руках:



Но абсолютно всех переплюнул птуйский милый дедушка, св.Флориан. У него в руках кочерга! Ею он отпугивает нежелательных элементов, забредающих в словенский город Птуй. К сожалению, даже это грозное оружие не всегда помогает, ибо на закрытых дверях птуйского собора висит объявление: "Из-за многочисленных случаев краж, мы вынуждены закрывать двери собора после службы. Спасибо за понимание".



Спасибо и вам, что дочитали до конца.

юмор, памятники, скульптуры

Previous post Next post
Up