Корча, ч.3: новый центр

Jun 28, 2015 10:57

Часть бульвара Республики и весь бульвар св.Георгия образуют современный центр города Корчи. Несмотря на скромный размер территории, каждый дом здесь представляет интерес, а для любителей кофе и вовсе раздолье - бары и кафешки тянутся вдоль тротуаров сплошной линией. Без лишних слов, пройдём по центру и посмотрим своими глазами.



Двигаться будем по контуру буквы V, только справа налево, начиная с верхнего угла карты. Бульвар Республики - тенистый, широкий и тихий:



Ближе к центру, он как бы открывается, заборы и деревья исчезают, а по сторонам появляются общественные здания интересной архитектуры. Самое известное из них - кинотеатр Majestik, прекрасный образец стиля ар-деко (разновидность модерна):



Так и хочется сказать, что это наследство французов, но нет - его построили позже, в 1927 году, и с помощью албанских эмигрантов в Новый свет. Хотя проект был почти что типовой - ар-декошных кинотеатров в эпоху бурного развития кино понастроили тысячи по всему миру, - корчинский Маестик считался лучшим на Балканах. Историческому кинотеатру, впрочем, не везёт в последние годы: в лихие 90-е, в нём предпочли держать казино, а в 2000 году дом сгорел дотла по причине короткого замыкания, затем его (не иначе, по иронии судьбы) передали компании Миллениум. Последняя вложилась в реставрацию и попыталась возродить "важнейшее из искусств", но столкнулась с угасанием интереса со стороны нового поколения албанцев, которые предпочитают тусоваться в фейсбуке. В результате, несколько лет назад, кинотеатр снова был закрыт, и Корча стала городом без кино.

Дальше по той же, восточной стороне бульвара, замечаем образец более мрачного стиля - функционализма, сменившего модерн в 30-е годы. Дом, впрочем, по-своему хорош - особенно впечатляет вогнутый фасад:



Ещё метров сто, и взору открывается обширная и до сих пор безымянная (будем называть её, по албанской традиции, Главной) площадь, которую в своё время расчистили для нового кафедрального собора. А вот и сам Воскресенский собор:



Возведённый в 1992 году в псевдовизантийском стиле, собор сильно напоминает стамбульские мечети (причём, все сразу - Голубую, Сулейманову, Айю-Софию), а также своего собрата в болгарской столице. Двадцать лет корчинский храм был самым большим в Албании, но недавно введённый в строй тиранский монстр, судя по всему, лишил его первенства. Внутрь мы, конечно, зашли, но должного впечатления от созерцания фабричных икон и утвари, а также свежих росписей, не получили.

Пустота заполняет всё пространство Главной площади. Нас это уже не удивляет, поскольку наблюдали подобную картину и в Берате, и в Кучове (к счастью, в нашем городе нашли более интересное решение). Половина, что к северу от собора:



Южная половина тоже мало чем отличается, разве что чуть ли не на ступеньках храма разместили кафешку:



А на северо-запад от нового собора ведёт пешеходный бульвар св.Георгия, по которому мы и пойдём дальше:



Спиной к горам стоит Народный Борец (Luftëtari Kombëtar), памятник 1932 года, в четвёртый раз за свою историю перемещённый на другую площадку. Новое место, пожалуй, не самое удачное - ни с одного ракурса он выгодно не смотрится, да и порой просто не виден в солнечных лучах:



Хорошо заметно, что ориентированный на восток собор не образует единой композиционной оси с бульваром, который отклоняется от неё на добрых 45 градусов. Это серьёзная планировочная ошибка, которую проигнорировали при выборе места для собора. С другой стороны, рисунок сложившейся ещё в начале 20 века сети бульваров таков, что единственное подходящее место, где все оси имели бы правильную ориентацию, находится у базара, на оживлённой транспортной артерии.

Бульвар св.Георгия стал пешеходным только с 2012 года, в результате очередного проекта ревитализации албанских городов американским фондом AADF, средства которому выделяет инструмент влияния Госдепа - агенство USAID.

В отличие от площади, бульвар наполнен гуляющей публикой, несмотря на утро рабочего дня:



А мы проберёмся через листву и зонтики кафешек, чтобы рассмотреть достойные здания по обеим сторонам. Первое справа - музей образования (Muzeu Kombëtar i Arsimit, или иначе Mësonjëtorja e Parë Shqipe):



В этом здании, в 1887 году открылась (и 15 лет действовала) первая школа с обучением на албанском языке. В восьми комнатах музея, в основном, представлены фотографии, ранние азбуки, учебники и книги на албанском языке и т.п. (я далёк от этой тематики, поэтому заходить не стал).

Следующее здание сейчас в строительных лесах - реставрируется фасад бывшего универмага МАПО. Зато обратная сторона этого длинного жилого дома впечатляет аутентичностью соцреализма:



Т-образный перекрёсток напротив универмага занимают два угловых дома выдающейся архитектуры. Первый из них - т.н. Румынский Дом (Shtëpia Rumune):



Почему румынский? Никаких сведений об этом доме нет, поэтому давайте разбираться логически. Большинство христиан Корчинского региона составляли не албанцы и не болгары, а представители малоизвестного народа под названием валахи (они же арумыны, аромуны, македонские или даже южнодунайские румыны), издавна заселявшие территории южной Албании и Македонии. Так, Воскопоя была полностью валашским городом, а после её исчезновения, большая валашская община образовалась и в Корче. Валахи, наряду с греками, до сих пор являются самым значительным этническим меньшинством в стране: сами они оценивают свою численность аж в 140 тысяч, но результаты переписи дают на порядок меньшую цифру (впрочем, к последним уже у многих накопились вопросы).

Метрополия в лице румынского государства старалась оказывать содействие своим "младшим братьям", хотя бы в сфере культуры: помогала с открытием церквей, школ, организацией фестивалей и других мероприятий (так, в Корче и сегодня действует валашская церковь - kisha e Shën Sotirit, что напротив стадиона в парке Риниа). Для этих целей, Румыния открывала почётное консульство в Корче: оно работало в 1937-40, и вновь открылось в 2013 году.

Теперь вернёмся к нашему Румынскому дому. Его архитектурный стиль не относится к мейнстриму и больше нигде в Албании не встречается. Это нео-румынский или национально-романтический стиль, сочетающий в себе византийские, модерновые и народные мотивы. Проще говоря, колоннада на балконах - византийская, окна и их декор - от модерна, а шатёр над эркером - традиционно румынский. Для подтверждения нашей догадки, достаточно привести картинки некоторых известных домов Бухареста:




Замечаете сходство? Рассуждаем дальше. Для реализации этого стиля, никак нельзя было обойтись без приглашения архитектора из Румынии, причём опытного и мастеровитого. А по плечу ли было иностранцу из непрофильной страны, пусть и богатому, построить и содержать такой шикарный особняк в самом центре Корчи? Сильно сомневаюсь, поэтому рискну предположить, что дом возвели в конце 30-х годов по спецзаказу для румынского консульства.

Второе здание на перекрёстке попроще, но также выделяется своим полукруглым фасадом. Этот жилой дом - неплохой образец межвоенного функционализма:



Данный стиль широко представлен на бульваре. Вот, вновь на правой стороне, видим здание Художественной галереи (Galeria e Arteve Figurative "Guri Madhi"):



Галерея открылась в 1971 году и содержит около 600 картин художников-уроженцев Корчи: самого Гури Мадзи и Вандьюша Мио. К несчастью, летом 2012 года галерею посетили грабители и вынесли десятую часть всей экспозиции.

Новое здание городской библиотеки (1975, Biblioteka e qytetit "Thimi Mitko") также неплохо вписывается в этот ряд:



С образованием пешеходной зоны, все выходящие на бульвар поперечные улочки превратились в тупики. Однако, этот факт не слишком затрудняет движение, заметьте - даже длинные лимузины в них вписываются без проблем :)

До 1968 года, на месте библиотеки и ресторана за ней, стояла большая и красивая церковь св.Георгия - без преувеличения, символ Корчи первой половины 20 века. Несмотря на наличие руин древней, ещё византийской церкви на месте возведения, получить разрешение на строительство нового храма от османских властей было непросто, как и столетие назад, для кафедрального собора. На сей раз, Высокая Порта многократно отклоняла проект под предлогом того, что, дескать, христиане намерены построить не церковь, а крепость (что запрещалось). Наконец, размер ограды был согласован и утверждён специальной комиссией, и в 1881 году, под руководством местного зодчего Наума Траши началось строительство, которое продлилось четверть века. В 1905 году, просторная трёхнефная, с большим куполом и двумя встроенными в объём фасада башнями-колокольнями, церковь открылась для прихожан.

Даже не имея высокого статуса (а многие источники ошибочно называют эту церковь кафедральной - см. подробный разбор истории корчинской кафедры в нашей предыдущей части), церковь св.Георгия пользовалась большой популярностью, а по причине безупречности исполнения в неоклассическом стиле, даже становилась прототипом для новых проектов. В отличие от кафедрального собора, она часто изображалась на почтовых открытках различных серий:



Обратите внимание: как и в случае с новым собором, оси симметрии этой церкви точно так же не согласовались с линией бульвара. К сожалению, ни один объект с этой открытки не дошёл до наших дней. Так, солидные городские дома из правой части снимка уступили место дорогим отелям из стекла и бетона:



Мы уже на Театральной площади. Она также недавно подверглась реновации, с плиткой и еврофонтанами, но постройки по внешнему периметру пока что сохраняют статус-кво. Здание самого театра (Teatri "Andon Zako Cajupi", 1971) почему-то соединяется крытым переходом с главпочтамтом:



А северный край площади занимает монументальное здание банка BKT, больше напоминающее стилизованную крепость. Никогда не подумаешь, что такого тяжеловеса спроектировали итальянцы, но это их довоенное творение:



Наверное, архитекторы долго думали, чем бы увенчать пустующий центр большой площади, и наконец придумали, соорудив нечто большое, длинное, громоздкое, торчащее. За небольшую сумму в 50 лек можно подняться на лифте и полюбоваться на город с высоты, но без кругового обзора - ведь балкончик смотрит только в одну сторону:



Резонно рассудив, что на эти деньги лучше купить килограмм черешни, мы прямо с площади отправились на знаменитый корчинский рынок, но об этом - уже в следующей части.

Албания, театры, церкви православные, площади, старинные здания, гостиницы, улицы, функционализм, Корча, памятники, музеи, эклектика, ревитализация

Previous post Next post
Up