Ужгород, как и Подкарпатская Русь в целом, на протяжении почти тысячи лет входил в состав различных венгерских государств. При этом, край всегда являлся удалённой пограничной провинцией, бедным и отсталым этническим захолустьем. Центральные власти никогда не были заинтересованы в развитии этой области и держали её либо как пограничный буфер, либо просто на всякий случай (история с приглашением опального литовского князя Фёдора Корятовича в 14 веке и выдачей ему во владение целой Мукачевской доминии просто по дружбе - хороший тому пример).
Край был исключительно аграрным, русинские крестьяне перебивались чуть ли не натуральным хозяйством, венгерская знать владела от силы дюжиной замков и землёй вокруг них, а города были очень скромными по размеру и нужны были только для обороны, гражданского и религиозного управления. Ситуация изменилась только с распадом Австро-Венгрии и образования новых национальных по принципу государств. Так, в 1919 году из весьма разнородных по уровню развития, но этнически близких частей образовалась Чехословацкая федерация. Чехия и Моравия были индустриальным сердцем империи, одним из самых высокоразвитых регионов Европы (напомню, что в те времена промышленность играла определяющую роль: она есть - страна успешная, её нет - отсталая). Как бы в нагрузку, в федерацию вошла Словакия, образованная из бедных аграрных северных окраин Венгрии.
Но и это было не всё: встал вопрос куда девать Подкарпатье. Европа к тому времени уже доросла до референдумов (например, Шлезвиг-Гольштейн мирно и организованно разделился между Данией и Германией), но русинский край к единому мнению придти так и не смог, поэтому его судьбу решили извне. Чехи направили в регион специальную комиссию, которая изучив на месте ситуацию, вынесла отрицательный вердикт, сославшись на крайнюю отсталость территории. Однако, другие варианты были ещё хуже, и по принципу "чтоб не досталась врагам", Подкарпатская Русь была включена в состав федерации в качестве её четвёртой части.
Надо отдать должное чехам: несмотря на все трудности становления, они не оставили далёкий регион в лимитрофном застое, а решили его развивать до уровня равноправного субъекта. За отведённый историей срок в неполных 20 лет, метрополия успела сделать на удивление много: создать новые структуры управления, построить школы, больницы, заводы и дороги, возвести гражданские объекты и жилые дома, благоустроить города и сёла (знаменитая липовая аллея на набережной Ужгорода - тоже чешский проект). Материальные достижения межвоенного периода по сей день хорошо заметны в городской среде: в чешской архитектуре, как и в других восточноевропейских странах, преобладал стиль конструктивизма (функционализма, кубизма), который ни с чем не спутаешь.
В настоящем обзоре я постараюсь показать наиболее характерные здания (не претендуя, впрочем, на полноту). Начнём с главного чешского квартала, Halahov, или Malé Galago.
Чехи не стали встраивать новые учреждения федерального значения в тесную существующую застройку, а отвели для них целый квартал к западу от исторического центра. Композиционным ядром нового городского центра стала Народная площадь, во главе с Народной Радой - законодательным собранием новой автономной республики.
Сама площадь внушительных размеров, и в кадр вся не помещается:
Величественное здание Рады отражало повышение статуса Ужгорода до республиканского центра. Сейчас тут областная администрация, но область Украины по рангу всё-таки ниже республики Чехословакии, и здание кажется слегка несоразмерным нынешнему статусу его владельцев. По правую руку от него размещается целый квартал судебной власти: суд, прокуратура, тюрьма. Но если здание бывшего суда переквалифицировали под дворец профсоюзов, то тюрьма так и осталась тюрьмой и при Советах, и в Незалежной (мимо не проходил, а фоток в сети не нашёл).
Рассмотрим оба здания поближе. Мощный портал Рады облицован мрамором, фундамент укреплён гранитными плитами - чехи явно планировали тут остаться надолго:
Теперь крупным планом парадный вход в профсоюзный дом. На крыльце неопознанные скульптуры, зачем-то побеленные с головы до ног. Поскольку ни одна из них не выглядит Фемидой, у меня большие сомнения, что фигуры остались от чешских времён. Скорее всего, это советское творчество:
А вот западная сторона площади пуста - чехи не успели завершить стройный ансамбль, зато украинцы поставили в сквере памятник Т.Шевченко, как же без него. Однако, чешская застройка на этом не кончается: юго-западнее располагаются сквер имени президента Масарика и целый квартал жилых домов Рафанда. Туда я не дошёл, поэтому придётся позаимствовать фотографии. Район престижный, поэтому многие дома отремонтированы:
но встречаются и в первозданном виде:
С южной стороны Народная площадь выходит к набережной, и как бы воротами к реке служат ещё два характерных дома. Справа - школа №3 им. Масарика,
а слева - здание бывшей жандармерии, ныне медицинский факультет (заимствуем зимнюю фотку, а то за деревьями его совсем не видно):
Мы уже на набережной, теперь пройдём квартал вдоль липовой аллеи к площади Пушкина. Чехи строили капитально и основательно: в 1928 году правительством был объявлен конкурс на лучший проект благоустройства набережной Ужа, который и был реализован в виде длинных (2 км) аллей по обоим берегам, состоящих из 10 видов лип с разным временем цветения. Так что весна на набережных длинная!
Весь этот квартал состоит из одного сплошного здания (или нескольких, стоящих вплотную). Со стороны реки это, похоже, просто жилой дом:
Функционализму не присуще богатство отделки и деталей, так что дом украшен разве что полукруглыми элементами фасада. Однако на самой площади Пушкина картина меняется, и тот же дом превращается в банк:
Великолепное здание построено в 1933 году, и несмотря на многократную смену властей с той поры, назначение здания оставалось тем же: и в венгерский, и в украинский период оно служило отделением Национального банка. На мраморном портале стоят четыре аллегорические фигуры в полный рост:
Чуть в глубине площади стоит ещё одно здание того же сектора экономики: финансового управления (1930). Теперь перед ним памятник Пушкину, а вот большую надпись названия заведения с фронтона зачем-то убрали:
А ещё правее - мрачноватые здания бывшего полицейского управления:
Говорят, после войны в одном из них разместилось КГБ. Ну что ж, каждый блоггер-путешественник просто обязан запечатлеть здание чекистов в новом для себя городе.
Минуя сквер с фонтаном, возвращаемся к Народной площади по улице Ференца Ракоци. Взгляд налево (на южную сторону), и открывается совершенно фантастический вид, просто буйство конструктивизма:
А ведь это жилой квартал, вплотную примыкающий к СИЗО.
На улице Ракоци можно найти жилые дома, строившиеся для управленческой элиты,
..и для специалистов (инженеров, архитекторов, строителей). Они скромнее, но тоже вполне приличные:
На северной стороне улицы не все отведённые участки успели застроить, и на них уже в советское время появились две пятиэтажки:
Это вовсе не хрущёвка, а сталинка! Местным жителям раздолье в плане телеэфира: ведь в Ужгороде принимаются программы из пяти стран, поэтому даже на печной трубе поставили тарелку.
Таков Галагов, цельный и обширный, прекрасно сохранившийся район - результат конструктивной региональной политики довоенной Чехословакии. Я думаю, не случайно и архитектурный стиль, воплотивший эту политику, называется тем же словом - конструктивизм. Надо отметить, что чешское наследие не ограничивается одним, пусть и обширным районом: отдельные дома можно встретить и в других местах центральной части Ужгорода. Вот, например, здание на Театральной площади (спасибо юзеру
obmorok за отличный ракурс):
Это торговый комплекс-пассаж, который построил в 20-е годы словацкий обувной олигарх Батя (непонятно, кличка это или фамилия), разместив там магазины и мастерские.
И это далеко не полный список: ведь есть ещё т.н. дом легионеров, кинотеатр "Домион" и множество объектов на левом берегу Ужа, среди которых выделяется областная больница на ул. Капушанской. К сожалению, нашлась только её старая фотография:
Строительство гражданских зданий не ограничилось только столицей края - в других городах тоже легко найти характерные дома того периода, хотя и не составляющих единого ансамбля, как в Ужгороде. Вот, например, городская библиотека в Мукачево:
А рядом с ней, по той же улице Фёдорова - ещё одно не менее полезное здание одного из факультетов местного университета:
Подводя итоги, можно с уверенностью сказать, что в Закарпатье любители и знатоки архитектуры смогут найти богатый материал для изучения конструктивизма 20-30 годов прошлого столетия. Буду рад, если и мой скромный обзор кому-то в этом поможет.