Права пациентов:

Nov 27, 2008 02:07

направлены они против врача, или соблюдать их в его интересах?

Врачи удивляются, как при таком лечении больные еще живы.
Больные удивляются, как при такой зарплате врачи еще живы.
Михаил Жванецкий

Права пациентов - это права любого человека, каждого из нас: ведь в те или иные периоды жизни пациентами становимся все мы. Увы, совершенно очевидным является то, что эта правовая сфера в Украине разработана и исполняется весьма слабо.

Однако ситуация начинает меняться. С начала 2008 года Международный Фонд «Відродження» совместно с Всеукраинской Радой защиты прав и безопасности пациентов осуществляет коалиционный проект по юридическому обеспечению и защите пациентских прав. Его осуществление было начато в четырёх пилотных регионах Украины - во Львовской, Луганской, Винницкой областях и в АР Крым. В 2009 г. к ним присоединяются ещё две области: Херсонская и Харьковская.

Чего же ждать врачам и другим медработникам от этого оживления правозащитного движения и повышения правовой подкованности пациентов? Скорее всего, реакция большинства из них будет крайне настороженная, а то отрицательная. И без того с пациентами сладу нет! А теперь что: жалобы со всех сторон посыплются с новой силой? И попробуй от них защитись, если за спинами склочных пациентов будут стоять подкованные крючкотворы-адвокаты!..

На самом деле, врачам не нужно и нечего бояться - кроме, разве что, откровенных халтурщиков, которые лечить давно разучились и, кроме вреда, ничего больному принести не могут. Но вы ведь, читатель, не из таких, правда?

Так получилось исторически, что врачи и пациенты у нас как бы разделены границей, а то и баррикадой - и лечебный процесс нередко, вместо сотрудничества (каким он и должен быть) превращается в противостояние. Из-за несовершенства действующего законодательства и практики его применения незащищенными остаются как пациенты, так и сами медицинские работники.

Но ведь интересы пациента состоят не в том, чтобы «переиграть» врача, обнаружить его слабое место или привлечь к ответственности!.. Его интерес - в том, чтобы получить действенную медицинскую помощь, ощущая себя в процессе лечения максимально комфортно, испытывая к себе уважительное и справедливое отношение с стороны медицинского персонала. И если он чувствует, что со стороны врача есть желание оказать ему именно такую помощь, то пациент готов сам создать комфортные условия врачу, чтобы тому было удобнее его лечить, и более того - готов, в свою очередь встать на позицию защиты прав врача.

Мы глубоко убеждены: в интересах любого пациента - достижение партнёрских отношений с врачами и медицинскими сёстрами, сотрудничество с ними в ходе борьбы за своё здоровье. Задача правозащитной деятельности в пациентской сфере - не противостоять врачам, а выступить в качестве их союзников, показать, что соблюдение прав пациентов выгодно, прежде всего, самим медработникам, неотделимо от соблюдения, уважения и защиты их собственных прав. Одной из основных задач нашего проекта стоит вопрос о создании результативного диалога между врачом и пациентом, между пациентом и врачом.

Вот почему во главе региональных групп нашей программы стоят не юристы, а либо врачи, либо пациенты-лидеры. Когда юрист видит, что тот или иной медработник нарушил букву закона, его профессиональное устремление - добиться наказания. Но цель пациента совершенно иная: вернуть врача в правовое поле. Ведь его руки и голова - это золотой фонд Украины; человек, умеющий лечить болезни, необходим пациентам, и они не согласятся отказаться от него из-за той или иной оплошности.

Какие же права будут защищать участники программы? Основных таких прав 14, они содержатся в Европейской декларации прав пациентов.

Вы спросите: разумеется, в первую очередь это будет пресловутое право на бесплатное лечение?.. И ошибётесь. Среди обращений, поступивших в течение уходящего года, жалобы, связанные с этим правом, далеко не на первом месте. Да и относятся они к случаям совсем уже наглого вымогательства. Поверьте, необходимость достойной оплаты труда врача очевидна подавляющему большинству пациентов. Когда в ходе семинара, проходившего в рамках программы в Киеве, возникли дебаты по 49-й статье Конституции, участники-врачи были поражены тем, что представители общественных организаций и пациентских союзов вместе с ними высказывались о том, что пришло время эту статью изменить. К слову сказать, когда такая законодательная инициатива поступит в Верховную Раду, очень важным при её рассмотрении будут голоса не только медицинской общественности, но и общественных организаций, защищающих реальные права пациентов.

Так друзья или противники врачу юридически подкованные пациенты?..

Для многих может показаться неожиданным, что одним из актуальнейших прав для нынешних пациентов является право на информацию. На всю полноту информации о диагнозе, методах и результатах обследования и анализов, планируемых методах лечения, альтернативных возможностях, о ходе лечения, рисках, текущем состоянии и прогнозах.

И снова: да это же сколько дополнительной головной боли для врачей! Что, теперь каждому нужно объяснять, что, как и почему? Да ещё в такой форме, чтобы каждый это понял?.. Вот не было печали!..

Но опять-таки: не забывайте, что пациенты - ваши союзники и помощники. Объяснить каждому диагноз и методы лечения? Но ведь это можно сделать очень просто: взять с полки книжечку (с доступно изложенным материалом, с картинками) и вручить её больному. Ещё проще, чем сейчас! А выпустить такие книжки как раз и помогут общественные организации пациентов. Как это происходит сейчас в Украине, например, в детской онкологии, где доктора давно и плодотворно сотрудничают с пациентами и волонтёрами. Там таких книжек про различные диагнозы и способы лечения (вплоть до трансплантации стволовых клеток) много, для разных возрастов и уровня образования, вплоть до комиксов для малышей, которые ещё сами читать не умеют.

Ладно, с этим ясно. А вот подробное разъяснение хода лечения… Зачем это пациенту? Что он в нём поймёт? Его задача - просто выполнить назначение врача.

Да, очень часто нами продолжает владеть старый стереотип: мол, врачи обязаны скрывать от пациента медицинскую информацию, не имеют права выдавать ему на руки медицинскую карту, и т.д. Давно уже, как требования закона изменились на прямо противоположные, но предубеждение в умах сохранилось. Однако - кому от этого легче?

Приведу пример из практики одной из наших групп. К юристу-консультанту программы пришла женщина с жалобой на недопустимое обращение врача в детской больнице, где лежит её дочка: он повышает на неё голос, оскорбляет, угрожает лишением родительских прав, более того - звонил в школу, где учится девочка, и требовал, чтобы её не допустили к занятиям, разгласив диагноз - что, вообще-то, является медицинской тайной. И диагноз-то какой-то непонятный, но врач настаивает на операции; а она ни за что не хочет отдавать свою дочурку под нож!

Разумеется, прочитав диагноз, юрист тоже ничего в нём не понял. И, если бы это был адвокат, работающий независимо от нашей программы, он составил бы иск против врача (как минимум, по двум статьям), подал бы его в суд - и, скорее всего, добился бы успеха, потому что врач, как бы там ни было, действительно нарушил законодательство. Но юрист, следуя программе, пригласил к участию в разговоре другого консультанта - профессионального врача. Тот посмотрел выписку и в течение получаса во всех подробностях объяснил женщине, что на самом деле стоит за латинскими терминами, что происходит сейчас в организме её дочери и чем это грозит. Картинку нарисовал, чтобы было понятнее. Завершил словами: «Но, безусловно, выбор должны сделать Вы сами - ведь стопроцентных гарантий здесь никто дать не может». В результате женщина прямо с консультации отправилась мириться с лечащим доктором и договариваться о сороках операции.

А теперь зададимся одним вопросом. Очевидно, что и женщине, и ребёнку стало хуже от того, что лечащий врач не разъяснил им всего этого. Но кому стало от этого лучше? Врачу? С точностью до наоборот! Он «сберёг» полчаса времени, не захотев тратить его понапрасну. Но после этого потратил гораздо больше времени и сил: раздражался, злился, выходил из себя (из самых прекрасных побуждений, понимая, что девочку надо спасать); нарушал закон, звоня в школу - и снова тратил на это своё личное время; вечером, приходя с работы домой, приносил это раздражение в свою семью; возможно, и сердце от этого болело, и желудок… Так стоило ли всего этого следование отжившему стереотипу?..

Итак, врачам не надо бояться правовой грамотности и активности пациентов. Да, с чём-то им нужно будет немного перестроиться, процентов на 5 осложнить себе жизнь - но взамен получить облегчение ее на 30-40-50 процентов. Ведь пациент-союзник - надёжная опора и защита для доктора.

26 ноября 2008 г.
 

права человека, portfolio, права пациентов

Previous post Next post
Up