«Урал - опорный бренд державы»
Андрей Козлов,
серия граффити в мкр. «Ботанический»,
г.Екатеринбург, 2008 г.
Часть 2-1. «Йе»: от оптимизма к пессимизму? (1)
Считается, что инвестиционный климат страны, региона или района в контексте современной экономики невозможен без брэнда конкретной территории. Так
считал и я, полагаясь на некоторый опыт и креативную фантазию.
В этой связи нередко можно слышать из уст «местных», что у них в районе (округе, регионе) есть как объекты туринтереса и ресурсы для турбизнеса, так и сферы экономики, готовые принять финансирование. Только вот почему-то при явном достатке или даже избытке средств в «центре» или «у них там», ни пресловутый «центр», ни «они» не торопятся вкладываться в данную территорию.
В этом ничего удивительного нет. Представление о своей «малой родине» - подаваемый образ территории в данном случае расходится с принимаемым образом - внешним имиджем территории. Примеров тому немало, на любом уровне - от локального до цивилизационного. Из-за представлений, которые, по сути, есть сложившиеся стереотипы, основанные на мифологемах, люди извне не могут определить истинность того или иного образа, который у них сложился. Так журналисты из Москвы-Европы просят показать им газовые и нефтяные промыслы непосредственно в Тюмени, поскольку у них, живущих за тысячи километров, сложился именно такой образ Тюменской области, и им невдомек, что в области есть округа ХМАО и ЯНАО, где и расположены те самые промыслы, и которые по размерам сопоставимы с отдельными государствам. Американцы, например, заслышав о Санкт-Петербурге, уверены, что речь идет о небольшом городке на полуострове Пинеллас, штат Флорида, на берегу Мексиканского залива, и т.п. Но это бы и ладно…
До последнего можно утешать себя мыслью (оправдывая по сути, тупость и/или «шкурность» администраторов разных уровней), что мол «брэндинг территорий - дело новое, неизвестное, нужно всё взвесить, согласовать» и индульгировать дальше. Поэтому-то чиновники и не ведутся на предлагаемые проекты по данной теме. Может быть, поэтому. А может, просто, мало предлагают…Понимай, как хочешь. В этом, в их почти инстинктивном опасении, есть доля правды. Ведь получается, что государственный человек должен довериться сомнительному с точки зрения системы человеку, будь он какой то «брэндмейкер», или того хуже - креативщик, пиарщик, а то и художник. Тем более, есть прецеденты.
Относительно недавний пример (2009 г.) - упоминаемый в 1-й части пражский художник Давид Черны (
David Černý) в очередной раз дал повод для скандала, спровоцировав некоторые страны ЕС на протесты, предъявленные Чешской республике. В этот раз скандальный креатив автора пластиковых 8-ми метровых негритят, ползущих по телебашне (рекомендую побывать - район Žižkov в Праге) заключался в следующем. Взяв выполнение заказа на инсталляцию для Совета Европы, которая бы выражала привлекательный образ каждой страны Евросоюза, он своей конструкцией «
E n tro pa » достаточно цинично высмеял стереотипы об европейских странах. Полное название: Entropa: Stereotypes are Barriers to be Demolished - «Энтропа: разрушить стереотипы и барьеры». Разрушение стереотипов Черны начал с Болгарии, которая позиционируется в Европе как «Слынчев бряг» (Солнечные берега), но Черны сотворил ее образ как «
страну напольных турецких туалетов». Нидерланды он утопил в море, оставив торчать пики исламских минаретов (притом, что это христианская страна), а на контур карты Литвы Черны поместил
писающих желтыми волокнами световодов в сторону России мальчиков. Литва, кстати, не протестовала против такой имиджевой версии своего «независимого» от России государства, а расстроились в основном брюссельцы из Совета Европы. А ведь есть еще Польша с фигурами монахов, водружающих радужный флаг сексменьшинств и другие образы, «разрушающие стереотипы»… Мало того, Черны провел Совет Европы, создав «Энтропу» почти в одиночку, а не с 27 художниками из стран ЕС, как оговорено было в контракте.
… Евробабки, а точнее кроны в размере 10 млн (482,7 тыс.дол.), согласно информации агентства Bloomberg, Черны вернул, и извинился перед Советом Европы, но осадок остался.
Вот и верь после этого художникам. Ладно, Чехия… самая свободная в плане нравов евространа. Но и там тому же Черны дают по сусалам, когда его заносит. Например,
фигура онаниста, сидящего на крыше Национального театра (Narodni divadlo) и сбрасывающего (понятно, откуда) струю во время дождя, так и осталась на стадии проекта.
У нас же, вопреки представлению о чиновниках, как о людях, плохо реагирующих на современное искусство, особенно в форме брэнд-символики их вотчин, случаются пробои. И тогда, почти по
И-Фу Туану, происходит «соскребание» одного текста с пергамента-
палимсеста, и нанесение другого. Один из таких примеров, который мы уже рассмотрели в 1-й части - в Перми, воспетой в 2000-е
Алексеем Ивановым в серии известных романов и публикаций. Но недавно «Пермь историческая» вступила в конфликт с «Пермью постмодернистской», когда там высадился десант во главе с Маратом Гельманом и Артемием Лебедевым. Объявленный ими «Парад буквы П» с конкурсом «Я люблю П» и другими подзонтичными проектами перекрыли последний кислород «Перми старой», и вроде как развернули старушку лицом в Европу, а задом - к Уралу, частью которого Пермь когда-то и была, причем даже столицей. Теперь это
якобы не Урал, но Прикамье («Пермь была хорошо развитым культурным городом Урала» - гласит история, да и
карты не врут). Ладно. География может и стерпит. Культура, похоже, тоже. Слоган «Я люблю П», придуманный Гельманом, ставшим директором Пермского музея современного искусства и руководителем автономного учреждения «Пермский центр развития дизайна», был заявлен им как девиз «пермской культурной революции».
В роли
хунвейбинов революции как всегда выступила «прогрессивная молодежь», а в роли их жертв - чиновники, согласившиеся на переформатирование образа земли Пермской… И только некоторые из них заикнулись о несоответствии «постмодернистского непотребства» с исконно-посконным
образом своей малой Родины. Как бы то ни было, но раскрученные ПЦРД и ПМСИ «
Красные человечки» (проект
арт-группы «Pprofessors» - Марии Заборовской и Андрея Люблинского из Санкт-Петербурга) начали свой трип как в сознании пермяков, так и по просторам РФ. Как и любая успешная пиар-акция, она произрастала на турбуленте, в данном случае - рожденном столкновением взглядов на современное искусство вообще и на его место в пермском иконостасе образов. Так «Red people» защищал губернатор (пока готовился этот текст, он стал экс-губером) Олег Чиркунов, а хаял - глава Минприроды Пермского края Юрий Трутнев. В ноябре 2011-го «человечки на самокатах» отъехали было в неизвестном направлении (тоже часть интриги), что дало повод к высказыванию слов сожаления из уст экс-губернатора края. Вполне возможно, что они искренни. Ведь в кои веки Пермь попала в топы новостей не из-за
дыры в земле, что растет в Березниках, а по причине образцовой толерантности местных властей к «очень современной» культуре. Причем степень этой толерантности оказалось настолько достаточной, что ее хватило для привлечения предложенных арт-объектов как брэнд-символов края.
Не знаю как у других, но у нас на Урале был в ходу такой недоэвфемизм, как «дурак на самокате» - применительно к взрослому, который, подобно мальчишке, катается на самокате (самокаты раньше делали самостоятельно из подручных материалов). Вывод был таков: он «либо дурак, либо придуривается».
Не исключаю ситуации, что теперь каждый чиновник, участвовавший, так или иначе в пермских акциях, вдруг переживает и даже страдает от того, что он, не понимая современного искусства, поддался уговорам «художников». Ведь еще более 10 лет назад предупреждал прозорливый Виктор Пелевин, что «
во всем этом постмодернизме ничего нет, кроме хуёв и треугольников», а вы куда смотрели? Правда, в пермском случае, это не х.и с треугольниками, а п…а с самокатами , но от этого, сами понимаете, не легче. И вот, чтобы ни она нас всех не накрыла, ни он (тоже П) - не наступил, согласно прогнозам все того Пелевина, надо как то схорониться.
Может, планируемую вторую серию «красных человечков» назвать не «ред-пиплами» (чуть было не «реднеками»¸J), а более звучно -
Fools on the scooter? А, пипл?
Пример же гармоничного подхода к позиционированию Пермского края на рынке образов в сфере туризма представлен сайтом
PERMGO. Стильно, современно, адекватно, актуально.
далее: часть 2- 2.