Учитель. Целый мир в одном слове

Sep 28, 2016 13:17

Учитель. Целый мир в одном слове (В память о средней школе №2 г.Тавда)




В очередной раз приезжая в Тавду, с грустью взираешь на места, которые когда-то были важными в твоей детской, подростковой жизни: двор, школа, берега Каратунки и Тавды… Причем, некоторые именно БЫЛИ, поскольку их уже нет. Только следы былого величия напоминают о солнечном детстве (оно ведь в памяти остается солнечным?), «когда деревья были большими», склоны берегов крутыми, а на месте современных мусорных свалок сверкал белизной песок древнего Сибирского моря…



       Чем дальше от детства, тем сильнее и ярче воспоминания, которые хочется зафиксировать в словах и отредактировать в «фотошопе» старые фотографии. Рассматривая сегодня фотокадры, сделанные в 1970-х отцовским ФЭДом, невольно вспоминаешь школьных и дворовых друзей, преподавателей, пионервожатых… Современные технологии позволяют отсканировать старые пожелтевшие фотопленки и сделать с них приличного качества фотографии. Прошлое всплывает вдруг подобно затаившейся в глубинах субмарине и заставляет обернуться, чтобы вглядеться в дрожащие картины былого.







Первое и яркое впечатление от школы № 2, куда меня привела мама в сентябре 1969 года, и оставшееся на всю жизнь, - это таксидермическая коллекция уральских птиц и млекопитающих, выставленная непосредственно в фойе на первом этаже. Прильнув к стеклу, я подолгу разглядывал чаек, белок и прочую некогда летающую и бегающую дикую фауну… Возможно, это также определило будущий выбор и первую профессию (наряду с еженедельными выходами в лес, на реку, озера) - биологию.
     Сегодня можно уверенно сказать, кто и что повлияло на мои интересы: научные, писательские, досуговые. Постараюсь вспомнить и отметить всех, кто остался в памяти, олицетворяя краткое и ёмкое слово «ШКОЛА».



Таисия Николаевна Батурина. Первый воспитатель и классный руководитель. Три года начальной школы. Само спокойствие и терпение, доброта и мудрость. Если при жизни кому-то и надо бы поставить памятник, так это Таисии Николаевне. Идеал, к которому должен стремиться любой педагог, воспитатель, наставник. Любовь к русскому языку и литературе, истории и географии, краеведению и природоведению - всему тому, что стало частью моей натуры, - все это благодаря моим родителям, но также - умению и таланту Таисии Николаевны.

Марк Алексеевич Литвиненко. Директор школы и преподаватель истории. Гроза бездельников, двоечников и хулиганов… Его голос во время гнева был слышен даже в столовой через дорогу от школы, где на переменах шла борьба за доступ к пирожкам с повидлом…. Воплощение грозных богов, карающих без промедления. «Отец суров, но справедлив» - это про него, про Марка Алексеевича. Никакого сопливого либерализма и высосанной из пальца демократии. Всё четко, по плану. Дисциплина, ответственность и знания.

Галина Георгиевна (?)… Русский язык и литература. Запомнилась как очень строгий педагог, буквально натаскивающий нас, школьников, по правилам русского языка, заставляя учить наизусть целые абзацы произведений русских писателей…  На летние каникулы Галина Дмитриевна давала задание прочесть энное количество книг и составить на них аннотации.  Как мне пригодились ее уроки в будущем - переоценить трудно. Работая главным редактором и штатным автором в разных издательствах, не составляло большого труда обрабатывать массивные объемы текстов и писать свои, в том числе и книги, коих уже больше десятка.

Зоя Георгиевна Хританько (ушедшая из жизни буквально на днях - 25.09.2016). Умнейшая женщина, ас химии. Подача сложного для многих материала по химии, особенно по органике, вызывала у меня буквально восторг. С подачи Зои Георгиевны я придумал, учась в 9 классе, функциональную схему всего курса химии, которая укладывалась в 6 листов размера 10х15 см. Что позволяло мне с легкостью изучить химию, решать задачи - себе и друзьям. Будучи позднее студентом, я с отличием сдал курс неорганики, органики и биохимии в вузе, используя все ту же систему.

Юлия Дмитриевна Ройтман. Преподавательница биологии, подвигнувшая меня на поступление в СГПИ на геобиофак. Кроме того, её интересы, как женщины интеллектуальной, были не только в области естественных наук. Литература, искусство и музыка всегда были темами для обсуждений в её кругу. Помню, с какой жадностью всю ночь читал «Мастера и Маргариту», напечатанную в нескольких номерах журнала «Москва» в конце 1960-х, считавшейся в те годы раритетом, поскольку номера эти были изъяты из библиотек.
Благодаря Юлии Дмитриевне биология и экология приобрели для меня опять же системный характер, и в итоге определили мой выбор - поступать на геобиофак в СГПИ (УрГПУ).

Алла Александровна Коломиец. История. Всё, что начиналось в детстве у мальчиков как игра  в солдатики, получило свое оформление в изучении истории сражений и войн. Увлечение историей было сквозным, то есть через художественную военную и приключенческую литературу, через «Книгу будущих командиров» (автор А.Митяев), через игры… Сам же курс истории был настолько интересен, что учебники нередко мы с друзьями начинали читать еще загодя - летом.
Спустя годы, преподавая политическую географию и геополитику в вузе, мне постоянно приходилось рыться в исторических источниках, документах и книгах, изучать, в том числе и историю - этническую, военную, историю цивилизаций и пр. Эта страсть к истории - предмету, который, казалось бы, далек от биологии и географии, гармонично сочеталась как при изучении концепции Льва Гумилева, где география, физика, биология, история неразрывно связаны в одно целое, так и в работах ученых и стратегов классической геополитики.
С благодарностью вспоминаю и других, поистине талантливых педагогов.

Елена Филипповна Гордеева, чьи математические способности далеко превосходили необходимый для средней школы уровень, и до последних лет своей жизни она готовила выпускников так, что математику в вузах они сдавали на «5».

Муза Николаевна Кузнецова, замечательный преподаватель географии и классный руководитель.
    Галина Васильевна (?) и Алексей Кириллович Антропов - учителя физики и астрономии, Зинаида Алексеевна Козлова и Наталья Васильева Зубарева - учителя немецкого и французского языков.
Иван Иванович Девятков - преподаватель военной подготовки и Павел Корнилович Клевер - учитель физической культуры.
…. Вот неполный список учителей средней школы №2 (в период 1969-1979, до ее слияния со школой 10) - всех тех, для кого профессия учитель была призванием и смыслом жизни.
      Ведь именно Учитель, как отмечал профессор географии из Лейпцига Оскар Пешель, выигрывает войны. Но не только. - Учитель в идеале закладывает в душу ребенка и образ будущего, помещая в него и самого человека и весь его мир. Конечно, у каждого свой жизненный путь, и каждый проходит его самостоятельно, но план этого будущего, его контуры закладывают и семья, и школа.
… Одну из последних своих книг - «Уральский миф. Создание мифологем как фактор успешного брэндинга» я посвятил, в том числе и учителям своей родной школы, ныне здравствующим и тем, кто оставил себя в тавдинской земле. Что я еще могу сделать? - Сделать ради памяти тех людей, кто помог мне стать тем, кем я стал? Их образы навсегда запечатлены в моем сердце и в моих текстах. Поскольку, в какой-то степени я являюсь продолжением не только своих родителей, но и тех, кто привил мне любовь к Слову и тягу к Познанию. Спасибо вам, Учителя!

Сергей Александрович Новопашин
г. Екатеринбург, 28.09.2016

Тавда, День Учителя, Школа №2

Previous post Next post
Up