Посещение выставок и музеев мое традиционное осеннее развлечение, как предложено в задании осеннего марафона #осеньвкармане - чтобы расширить кругозор и насладиться искусством. В конце сентября мне удалось собрать в одном визите в Мраморный дворец и выставку, и музей:) Однако, до конца ноября осталась пара недель, а все, что наснимала я до конца не показала. Начало -
тут.
В Мраморном дворце представлены работы белорусских художников, прошедших российскую художественную школу, чье искусство стало мировым достоянием. Зачастую мастера получали профессиональное образование в Москве и Санкт-Петербурге, принадлежали к одним художественным объединениям и, как правило, оставались в рамках единой традиции. Вместе с тем, в их творчестве сохранялись национальные черты, национальные герои и типажи, виды родной природы. (
Из анонса выставки на сайте Русского музея) Мраморный дворец выставка "Россия - Беларусь. Пересечение судеб" 28 сентября 2024
В Ротонде, с которой начинается осмотр, установлены несколько витрин с декоративным стеклом. В такой манере работали советские мастера в 70-е годы.
Людмила Мягкова "Весенняя песня" 1988 год
Людмила Мягкова, автор композиции выше, закончила Ленинградское художественно-промышленное училище им. В. Мухиной (нынешнюю Академию им. Штиглица). В 1958 году первый раз попала на белорусский
стекольный завод «Неман» в Березовке, на следующий год окончила училище и уехала навсегда в Беларусь.
Людмила Мягкова фрагмент декоративной композиции "Жизнь побеждает" 1985
Вот что значит работа по призванию: 50 лет на одном предприятии. Пришла художником, уходила на пенсию - главным художником. Завод до сих пор успешно работает, имеет 9 магазинов в Беларуси. Там же работал и муж Людмилы Михайловны - Владимир Мурахвер, с которым она вместе заканчивала Мухинское училище в Ленинграде.
Владимир Мурахвер декоративная композиция "Сила земли" 1978 год
Интересный сосуд - с косым горлышком, и пробки у бутылок зачетные:)
В Мухинском училище, которое до революции называлось Петербургским училищем технического рисования барона Штиглица учился и первый белорусский художник-керамист Николай Михолап (1886-1979).
Николай Михолап, Валентин Кириленко, Яромир Печкин Ваза "40 лет Октября" 1957 фарфор, дерево, золочение
Художник стоял у истоков создания Минского фарфорового завода, который больше не существует, а на его месте строят новый МК «Фарфоровый».
Еще в 2003 у завода просил музейную коллекцию Национальный художественный музей Беларуси, вот не знаю, чем все закончилось.
Странная судьба у проектов, которыми занимался Николай Михолап. Создал отделение промышленной керамики в 1925 году в Витебском народном художественном училище, но успешно работавшее отделение в 1930 году закрыли.
В 1937 году вошел в группу специалистов, которые создавали первую Государственную картинную галерею БССР, в 1939 году стал ее директором. Галерея к 1941 году насчитывала 2711 экспонатов, среди них были уникальные слуцкие пояса, собранные Радзивиллами, и другие раритеты. Вывезти их из Минска до оккупации не удалось и коллекция исчезла, в чем обвинили директора. К концу войны обвинения сняли, но к музейной деятельности он не вернулся.
Николай Михолап, Иван Прохоров Ваза греческая 1959 фаянс, пурпур, золото, роспись
В послевоенные годы Михолап возглавил сектор художественной промышленности архитектурного управления при Совмине БССР. А как художник-керамист занимался технологическими расчетами и составами для Минского фарфорового завода. Про судьбу завода я уже рассказала...
Сложно обойти стороной тему ВОВ. На выставке есть работы и этого периода, и послевоенного восстановления. Вот, например, акварель 1965 года Александра Мозалева.
Александр Мозалев Городской пейзаж улица Халтурина 1965 г. акварель
Я долго крутила панораму на картах Яндекса, чтобы найти точку, откуда смотрел художник. Поясняю - это Миллионная улица в Петербурге, раньше носила имя революционера/террориста Халтурина, впереди явно мост через Зимнюю канавку. Но видимо мы с Александром Мозалевым видим разные города:) он - Ленинград, я - Петербург. Поэтому точка примерно понятна, но дома чуть другие:)
А хороший друг Николая Михолапа, первый белорусский мастер линогравюры Анатолий Тычина, всю жизнь рисовал Минск.
Проспект им. В.И. Ленина 1956 год Анатолий Тычина бумага, цветная линогравюра
Мало кому удавалось добиться такого количества оттенков в цветной литографии и линогравюре, так точно передать утреннюю свежесть или теплые сумерки, сделать столько отпечатков Минска довоенного и в годы оккупации, подробно зафиксировать восстановление города и его послевоенный расцвет.
Источник Над рекой Свислочью 1954 год Анатолий Тычина Бумага, цветная линогравюра
Родился Анатолий Тычина в бывшей Ковенской губернии в 1897 году. 14 лет от роду отправился учиться в Пензу в Художественное училище на деньги графа Зубова. Аристократ обратил внимание на талантливого юношу после выставки в Шауляе, где тому вручили диплом. Но обратно вернуться не смог, поскольку сначала случилась Первая мировая война, а потом революция и новые границы. Так что стал Анатолий Тычина минчанином. Вместе с Николаем Михолапом готовил к изданию альбом «Слуцкие пояса», иллюстрировал книги коллег о национальной культуре белорусов. С 1920 года фотографировал и рисовал Минск.
Каждое десятилетие вместе с Минском менялся и стиль работ Тычины: от резких, мрачных оттисков с городскими руинами к гедонизму 1950-х, воздушной легкости 1970-х... Альбом «Мой Минск», выпущенный музеем к 110-летнему юбилею мастера, демонстрирует это особенно очевидно. К сожалению, альбом давно попал в разряд библиографических редкостей, а возможность увидеть необыкновенные гравюры Анатолия Тычины появляется нечасто.
Источник В заключении напомню, выставка «Россия-Беларусь. Пересечение судеб» в Мраморном дворце работает до 2 декабря 2024 года