Я несколько постов назад обещала написать о своих впечатлениях от проекта Русского музея, представленного в Мраморном дворце. Наконец-то разобрала фотографии и «собрала мысли»:) на тему увиденного. Благо повод дают к этому прошедший «День народного единства» и сегодняшний «Красный день календаря».
Начну с картины Бориса Абрамовича Заборова из Национального художественного музея Республики Беларусь 1973 года с названием «Зимний праздник»
Зимний праздник 1973 Заборов Б.А.
Такой себе тонкий троллинг Брейгеля Старшего:) И контекст занятный - явно 7 ноября, но почему-то праздник зимний? Два разных образа жизни - старенькие домики и многоэтажки за рекой, объединенных общей традицией: красным флагом и православными церквями. А в стороне пацаненок с шариками и не долепленной снежной бабой в раздумьях, то ли за взрослыми бежать, то ли «скульптуру» закончить:)
Эта работа висела в одном из залов примерно посредине выставки, но у меня с самого начала фотографировалось только то, что вызывало разнонаправленные эмоции. Как например, в первом зале экспозиции на втором этаже дворца - работа А. Лосенко «Владимир и Рогнеда» 1770 года, которая хранится в Русском музее.
Владимир и Рогнеда 1770 А.П. Лосенко
Сюжет давно известный: князь Владимир захотел взять в жены дочь полоцкого князя Рогнеду, девушке жених не понравился и князь Рогволод сватам отказал. Владимир явился делать предложение лично, предварительно взяв Полоцк штурмом со всеми вытекающими последствиями. Выбор у княжеской дочки оставался, но ей он явно не нравился...
И картину я эту знала и сюжет, но вот только сейчас обратила внимание на выражение лица служанки справа. И руки характерно сложены, мол, что было выпендриваться-то.
Из того же зала протрет С.М. Третьяковой 1857 года авторства А.Г. Горавского Национальный художественный музей Республики Беларусь.
С.М. Третьякова 1857 год работы А. Г. Горавского
Скорее всего это сестра Павла и Сергея Третьяковых Софья, ей в 1857 году было 18 лет. В 1862 году она стала женой начинающего архитектора А. Каминского, чья карьера после женитьбы стала стремительно развиваться. В Москве им построено немало зданий, самое известное - Третьяковский проезд.
Автор портрета оказался еще и тонким пейзажистом, в том же зале висит его работа «Вечер в Минской губернии» 1870 г. Моя фотография не передает дивный вечерний свет заходящего солнца, это нужно видеть «вживую».
А, Г. Горавский "Вечер в Минской губернии" 1870 г.
Каким же образом потомственный дворянин из обедневшего шляхетского рода Горавских стал художником и познакомился с сестрой известных купцов Третьяковых? В кадетском корпусе Брест-Литовска преподавал брат архитектора Николая Бенуа - Михаил, который обратил внимание на художественные способности юного кадета Горавского. Николай Бенуа и поспособствовал поступлению Аполлинария в Петербургскую Академию художеств. За время учебы молодой художник неоднократно получал награды и окончил Академию в 1854 году с Большой золотой медалью. А с Третьяковыми Горавский познакомился и подружился в 1856 году, так что на портрете действительно сестра коллекционеров Третьяковых.
В Ротонде Мраморного дворца выставлено художественное стекло и висит еще один известный портрет Леона Бакста «Ужин»
Ужин Леон Бакст 1902
Есть ли связь между Горавским и Бакстом? Явно - нет, но позировала для дамы на картине жена одного из основателей «Мира искусства» Александра Бенуа Анна. Архитектор Николай Бенуа был его отцом.
В Орловском зале дворца представлены несколько работ Ивана (Яна) Хруцкого. Художник родился в Витебской области в семье греко-католического священника. С предыдущими авторами его связывает только учеба в Санкт-Петербургской академии художеств.
И. Ф. Хруцкий Цветы и фрукты 1839 г
Посмотрите на стакан и смородину! Я сначала решила, что он учился у кого-то из голландцев, оказалось, что в Академии его наставниками были А. Г. Варнек, М. Н. Воробьёв, К. П. Брюллов, Ф. А. Бруни. Манеру же голландских живописцев Хруцкий перенял копируя их работы в Эрмитаже:)
Кстати сказать, не только полотна, представленные в Эрмитаже, копировали ученики Академии Художеств, но и его интерьеры. Некоторые их работы теперь большая ценность, как «Дворцовая анфилада» С.К. Зарянко
С.К. Зарянко "Дворцовая анфилада" не позднее 1837 г.
На картине изображены комнаты императрицы Марии Федоровны в Зимнем дворце, декорированные в конце 1820-х годов по проекту архитектора Огюста Монферрана. Их богатая отделка была уничтожена грандиозным пожаром дворца в 1837 году. Поэтому произведение Сергея Зарянко представляет сегодня большой иконографический интерес. На первом плане - так называемая Бриллиантовая комната, где хранились драгоценности императрицы. Художник поместил в интерьер двух солдат-ветеранов в мундирах, с шевронами сверхсрочной службы на левом рукаве и военными медалями на груди. (С сайта Русского Музея)
Но вернемся к Ивану Хруцкому, автопортрет которого тоже можно увидеть в Орловском зале Мраморного дворца.
И. Хруцкий Автопортрет 1884 г
Здесь же есть и несколько женских портретов, написанных художником в разные годы, но как будто с одной и той же модели, возможно - с жены.
И.Ф. Хруцкий Портрет неизвестной середина 1830-х
После смерти отца Хруцкий уехал из Санкт-Петербурга, в 1844 году купил имение в 10 км от Полоцка, где и жил до своей кончины в январе 1885 года.
Почему я решила, что неизвестная женщина на портрете жена Хруцкого? На выставке есть его семейный портрет 1854 года, где представлены супруга и трое детей художника. Определенное сходство между неизвестной с картины 1830 года и дамой, окруженной детьми есть. Вот детские портреты Ивану Фомичу явно не давались. Может дело в их принципах написания, которым тогда следовали: большие головы, узкие плечи, короткие ноги. Редко можно найти реалистичный детский портрет 19 века. Карл Брюллов, например, детей рисовать умел. И Федор Андреевич Тулов, тоже
Портрет девочки, сидящей на стуле Ф.А. Тулов 1842 г.
Тулов - еще один ученик Императорской Академии Художеств, известен своими портретами, долгое время жил и похоронен в Беларуси
Про Федора Тулова в Славгороде знает каждый. Художник жил тут без малого два столетия назад, когда местечко называлось Пропойск. Приехал он в эти края из Калуги вместе с семейством графа Александра Бенкендорфа, отставного поручика, уволенного из свиты его императорского Величества по квартирмейстерской части. Да так и остался на этой земле.
Источник Из 19 века перейдем в 20-й, от портрета к пейзажу, а из Санкт-Петербурга в Москву. Мне очень понравились две работы народного художника РСФСР и БССР В.К. Бялыницкого-Бирули
Голубая часовня В.К. Бялыницкий-Бируля 1912
В.К.Бялыницкий-Бирули родился 31 января (12 февраля) 1872 года, в д. Кринки, Могилевского уезда, Могилевской губернии, Российской империи.
Некоторое время художник жил в Киеве у старшего брата Александра. Учился сначала в Киевском кадетском корпусе, затем в Киевской рисовальной школе Мурашко Н.И. Позже учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, где преподавали Коровин С.А., Поленов В.Д., Прянишников И.М.
Источник Тихая светлая ночь В.К. Бялыницкий-Бируля 1912
Художник прекрасно сумел поладить с новой властью, ему даже оставили участок с домом в Удомле, который он построил в 1912 году. Обе работы из тех мест. А вот музей Бялыницкого-Бирули организовали в Могилеве в 1982 году, туда его вдова передала многие работы, документы, фотографии и личные вещи мастера. В 2015-2018 году особняк, предоставленный музею отреставрировали и он вновь доступен для посетителей.
Еще одному художнику из Беларуси, Виталию Константиновичу Цвирко, выбирать между эмиграцией и новой властью не пришлось, его родители были сельскими учителями в Гомельской области. Судьба будущего секретаря правления Союза Художников определилась после переезда в Минск. На талантливого подростка обратили внимание его педагоги по рисованию Анатолий Тычина и Михаил Станюта.
Розовый день В.К. Цвирко 1982
Учился Цвирко в Витебском художественном техникуме, затем поступил в Московский Художественный институт им. Сурикова. Закончил его в 1942 году, а в 1944, после освобождения Минска, вернулся в Беларусь. С Председателем Союза Художников БССР Н.М. Вороновым учился вместе в техникуме. Знали ли они друг друга в те годы? Большой вопрос. Цвирко поступил в 1929, а закончил в 1932, Воронов поступил в 1931, закончил в 1935 году. Три года разницы в молодости - большой срок.
Солнечный день Н.М. Воронов 1963
Кроме того, Воронов в отличие от Цвирко продолжил учебу в Ленинградском Институте живописи, скульптуры и архитектуры им. Репина. И прервал ее, для того, чтобы уйти добровольцем на фронт.
В войну он едва не лишился зрения, даже Победы не увидел - осколки вражеской мины попали в оба глаза в последние военные дни. Один из осколков остался с Вороновым навсегда. Но с тех самых пор у него появился сильный козырь, чтобы видеть мир по-своему. Козырь, подкрепленный множеством боевых наград, каждая из которых была заслужена на передовой. Ни один советский худсовет не мог возразить фронтовику-орденоносцу, мастерски написавшему, скажем, совхоз-ударник деревни Парафьяново. А на деле - импрессионистический пейзаж, залитый слепящим солнцем без намека на идеологию.
Источник Стили похожие, школы разные, судьбы то пересекаются, то расходятся...
Осталось у меня еще несколько фотографий акварелей, линогравюр и предметов декоративно-прикладного искусства. Я о них напишу отдельно чуть позже.
#осеньвкармане