"Спартак" в Михайловском театре

Nov 13, 2024 15:01


Постепенно реализую свою осеннюю программу походов в музей, театр, на концерт. Давно хотела посмотреть балет «Спартак» в Михайловском театре, но его все время давали вечером. И тут неожиданно в минувшую субботу поставили спектакль в день. И даже одно место для меня нашлось на 2-м ярусе со скидкой.



Фото mikhailovsky.ru



Что могу сказать, как обычный зритель? Спектакль выстроен хорошо: интересные сценические решения, динамичное действие, зритель не зевает и не уходит в антракте. Лично я обратила внимание на три момента, которые могли быть в любом театре: Сабина неудачно легла на руки Красса и он «сделал жим лежа» с усилием, ученики-амуры в движении по сцене «сбились в кучу», с головы одного из пастухов упал платок на сцену, но его мастерски отбросил кто-то из воинов, вышедших вслед за пастухами. Вроде бы на этом можно поставить большой плюс и закрыть тему, но, как всегда, когда техническое исполнение на высоте, я начинаю анализировать психологию персонажей. И вот тут у меня сложилась другая картинка.



Фото mikhailovsky-theatre.com

Собственно шла я на спектакль еще и затем, чтобы посмотреть, а что предлагает постановщик в части смысла истории восстания Спартака? В СССР предводитель рабов был героем: поднял восстание против империи. Закончилось все это трагедией, но «безумству храбрых...» и т.п.  Сейчас в социальном тренде другое, и, если судить по «эфирному времени» нахождения главных действующих лиц на сцене, симпатии постановщика явно на стороне Красса с его подругой. Сравните сами либретто Николая Волкова  и Георгия Ковтуна.

На мой взгляд, акцент в балете можно было бы сделать на предательстве Крикса - эта тема вне времени и зрительский отклик на нее всегда будет. К сожалению из спектакля совершенно невозможно понять почему Крикс возвращается в лагерь Спартака в одежде римского легионера и с куртизанками. Его что за этим посылали? Они до Везувия от Рима пешком шли? Тогда непонятен весь последующий эпизод с самоубийством, когда вслед за ним врывается Красс с войском. Либретто похоже предлагает считать Спартака предводителем шайки разбойников, которые повелись на пьянку с гетерами, приведенными Криксом.  Справедливости ради, у Волкова гетер привезла Эгина, тоже весьма спорный эпизод, но у нее хотя бы есть ресурс для этого и понятная цель.



Фото live.mts.ru

За Спартака в спектакле Михайловского театра мне, пожалуй, обидно, тем более, что его исполнитель держится на равных с Крассом.



Фото с обложки программки балета "Спартак"

Также не понятна лично мне оказалась и Валерия. Если Спартак предводитель шайки беглых рабов, то ему явно нужна была другая женщина. Зачем ему «романтическая героиня», которую он вообще первый раз увидел в казарме гладиаторов? Ее же «беречь надо, стеречь надо и развлечь надо», а в лагере беглых рабов (сиречь шайки разбойников) для этого никаких условий нет. У Волкова-то Фригия жена Спартака, ее в первом акте продали на невольничьем рынке Эгине...

Кстати, есть у меня смутное подозрение, что не только я одна такая непонятливая оказалась. Зрители с трудом вытянули третий подъем занавеса на поклонах.

#осеньвкармане

театр, балет, спектакль, Санкт-Петербург, #осеньвкармане

Previous post Next post
Up