Эта выставка будет работать в одном из корпусов пространства «Севкабельпорт» до 3 сентября.
Я уже писала о том, как там все устроено, а теперь решила изложить саму историю возникновения манга по версии кураторов выставки:)
Началось все с иллюстрированных свитков эмаки более тысячи лет назад. Они могли состоять из картинок и текста или только из картинок. Высота их 30-39 см, а длина 9-12 метров. Одним из национальных сокровищ, хранящихся в Токийском национальном музее, являются свитки «Тёдзю Гига» 12 века.
Создание таких свитков вручную было трудоемким занятием, зато с появлением техники недорогой печати «ксилографии» в Японии начался настоящий книжный бум. А гравюры, которыми иллюстрировались книги прославили искусство Японии на весь мир.
"Красная Фудзи" из серии "Тридцать шесть видов Фудзи" ок. 1830-1832 гг. Кацусика Хокусай (1760-1849)
Японские гравюры создавались сначала в одном цвете. Затем придумали процедуру цветной печати, но она была очень сложной, потому что для каждого цвета вырезалась отдельная доска.
"Большая волна в Канагаве" из серии "Тридцать шесть видов Фудзи" ок. 1830-1832 Кацусика Хокусай (1760-1849)
Что же касается манги, то многие связывают ее появление с именем Кацусики Хокусая (его гравюры я привела выше). В 19 веке он выпустил книгу с одноименным названием.
15 томов «Манги Хокусая» выходили с 1814 по 1878 гг. В них собрано почти 4000 изображений людей, животных, растений, пейзажей, зданий и самых разных предметов. (информация со стенда выставки)
Тем не менее, художник это слово не придумал, он просто сделал его популярным. В его книгах не было диалогов и какого-либо связывающего сюжета, страницы объединялись ассоциативно.
Разворот из книги "Бесчисленные птицы" Китагава Утамаро (1753-1806)
Следующим этапом в движении к современной манге можно считать выпуск журнала «Тоба - э». В 1882 году в Японию приехал французский художник Жорж Фердинанд Биго (1860-1927), который в 1887 году начал издавать японский аналог PUNCH (британский журнал политических карикатур). Здесь картинки впервые стал объединять сквозной сюжет. Журнал продержался 3 года, а потом был закрыт.
"Искусство манга" Севкабельпорт
Кстати, JAPAN PUNCH, издаваемый англичанином Чарльзом Вигманом, вышел всего в 3-х номерах, потому что интереса к себе вообще не вызвал.
Японские СМИ, до того как был утвержден их единый формат, представляли собой самые разные издания. Еще в период Эдо (1603-1868) появились газетные листовки каварабан. В них сообщалось обо всяких неприятностях и важных событиях. Они продолжали выпускаться и в период Мэйдзи (1868-1912).
"Искусство манга" Севкабельпорт
Кроме описания нравов японского общества, которым занимались литература и СМИ, отдельного внимания удостоились сверхъестественные существа. Иллюстрированные свитки, посвященные ёкаи вдохновили художника Мидзуки Сигэру. Он в 2003 году создал целую серию гравюр, где ёкаи перенесены в пейзажи Утагавы Хиросигэ (19 век).
"Искусство манга" Севкабельпорт
Эти работы имеют ограниченный тираж в 200 экземпляров и созданы по традиционной технологии. (со стенда выставки)
"Искусство манга" Севкабельпорт
Следующим «кирпичиком» в создании манга считается уличный театр камисибай, который был популярен в 1930-1950 годы.
Его истоки можно проследить еще в 19 веке, когда в Японию из Голландии попали так называемые «волшебные фонари» - проекционные аппараты с пластинами, на которые были нанесены изображения. (со стенда выставки)
В камисибае вместо проектора - деревянная рамка, а слайды: картинки на бумаге. В рамку вкладывалась стопка карточек и рассказчик по одной их вынимал во время повествования. Чаще всего в таком театре зрителями/слушателями были дети. Но этот вид зрелища вплотную подводит нас к кинематографу и анимэ-сериалам.
В 1962 году была основана студия «MUSHI PRODUCTION», ставшая первой японской студией телевизионной анимации. А первым сериалом был «Могучий атом», который выходил с 1963 по 1966 годы.
Хаяо Миядзаки "Искусство манга" Севкабельпорт
Несколько стендов на выставке посвящены различным сериалам, но больше всего посетителей останавливаются у стенда студии GHIBLI. В 1985 году Хаяо Миядзаки и Исао Такахата основали эту компанию.
Одна из самых известных и признанных работ Миядзаки анимационный фильм - «Унесенные призраками», который установил рекордный максимум в 2.27 млн. зрителей и кассовые сборы в размере 2,9 млрд иен лишь за одну неделю (со стенда выставки)
Не всегда манга становится анимэ-сериалом. Но художники манги используют ряд выразительных средств свойственных кинематографу. У каждого фрагмента есть своя роль, значение имеют расстояние до объекта и угол, под которым зритель смотрит на него. В кино этому соответствуют разные точки съемки, крупные и общие планы. Все это дает потенциальную возможность по любой манге снять сериал. Была бы востребована идея, заложенная в нее художником.
Выставка мне понравилась, она именно для тех, кому интересно «как самолеты летают». Даже если вы не поклонник такого вида развлечений думаю, что скучно не будет.
#тосамоелето