С удивлением обнаружила, что на Невском 94 есть фирменный магазин
фабрики «Ростовская финифть». Одно время я была увлечена их работами и очень хотела себе серьги в таком стиле. Интерес возник после того, как я в рамках своей прошлой деятельности сопровождала группу в Ростов Великий, а в
музее Ростовского Кремля собрана интересная коллекция финифти. Серьги я себе так до сих пор и не купила, всегда находились более востребованные вещи:) Но среди своих наборов открыток храню «Ростовскую финифть» 1989 года издательства «Изобразительное искусство». Сопровождающий текст - зав. отделом древнерусского искусства ГМЗ «Ростовский кремль» В.И. Вахрина.
Слева коробочка "Ростов. Конюшенный двор 17 века" к 1125-летию Ростова Великого 1987 г. Справа - Панно "Ростовский финифтяный мастер 18 века Алексей Всесвятский" 1982 год
Техника живописи по эмали в России появилась в 17 веке, ее привезли из Европы. В Ростове наиболее ранние произведения в такой манере фиксируются во второй половине 18 века. Почему именно там обосновались мастера? Скорее всего потому, что с 12 века здесь работали иконописные мастерские. А в 17 веке в городе был построен двор митрополита Ионы. Как следствие ростовские храмы славились фресками, иконы украшались лицевым шитьем, золотыми и серебряными окладами. Освоение новой техники в таких условиях пришлось очень кстати.
Миниатюра Н.А. Малоземова конец 19 века
В 18-19 веках миниатюры из финифти можно найти на церковной утвари, окладах богослужебных книг, одежд священнослужителей. С середины 19 века распространяются образки небольших размеров, иконы, состоящие из нескольких частей в металлическом обрамлении. В 1857 году в городе более 100 художников занимались росписью по эмали. Но попытка увеличить объемы производства привела к тому, что качество изделий стало стремительно падать.
Слева - потир. Москва 1826 г. Справа - коробочка "Подмосковные вечера" 1983 г. Гарнитур "Жемчужный" 1981 г
В 1918 году в Ростове попытались возродить искусство финифти. Была создана художественная артель, но потребовались десятилетия, чтобы промысел нашел свою нишу и ожил. Сегодня мастера создают ювелирные украшения с цветочной росписью, миниатюры с фольклорными и историческими сюжетами.
Слева - пластинки для украшения пудрениц 1930-е. Справа - коробочка "Ростовские кружева" 1985 г.
С 1960 года в Ростове Великом работает фабрика «Ростовская финифть». Поиски нового применения старинной техники современными эмальерами продолжаются.
Колье "Весеннее" 1980-е, ароматница "Нежность" 1984, брошь "Ветка" 1984, коробочка "Весенний букет" 1983
А вам нравятся такие украшения?