Музей Михайловского театра

Feb 21, 2023 14:37


Он небольшой и попасть в него могут только посетители спектаклей, но и те не всегда это делают. Не потому что мало и не интересно, а потому что расположен музей на 2-м ярусе - это 4-й этаж и без лифта. Я специально пришла заранее, потому что знала про наличие музея. У нас были билеты в 1 ярусе - это 3-й этаж. Входы для зрителей 1 яруса и 2 яруса - разные, причем прямо из вестибюля. Гардеробы в театре тоже устроены таким образом, что зрители имеющие билеты на разные ярусы, на этих этажах и раздеваются. Для партера и бельэтажа гардероб расположен на первом этаже. С одной стороны, так удобно зрителям, нет длинных хвостов за одеждой, с другой стороны - это удобно службе безопасности, мало кому хочется ходить по высоким лестницам туда и обратно, разве что в буфет:) Поэтому в музей театра поднимаются редкие интересующиеся, ну или те, кому с 4-го этажа спускаться сложно, а время в антракте занять чем-то нужно:)



Музей Михайловского театра



Основал театр в 1833 году император Николай 1 и вначале он выполнял функцию «домашнего театра» императорской семьи. Почти 30 лет на сцене выступали приглашенные труппы, чаще всего - французские. В 1859 году здание театра, изначально построенное по проекту Александра Брюллова, перестраивают для «увеличения проходимости». По проекту Альберта Кавоса расширяется сцена и надстраивается еще один зрительский ярус, после чего у театра появляется собственная труппа.



Старые фото театра и актерского состава, выступавшего на сцене Михайловского театра

В 1886 году в театре провели электрическое освещение, а до этого было газовое. Что вполне отвечало  передовым технологиям своего времени. Приглашенным дирижером обновленного театра был даже маэстро Иоганн Штраус, поскольку в репертуаре шли  многие французские оперетты.



Старый план театра

На этой сцене выступали Федор Шаляпин и Матильда Кшесинская, а на спектакли съезжался весь высший свет Петербурга во главе с императорской семьей и зарубежными гостями. Вот такая гравюра выставлена в одной из витрин.



Гравюра "В фойе Михайловского театра"

Среди старых афиш и сохранившихся билетов лежат дамские аксессуары того времени - сумочки, перчатки, бинокль и пр.



Театральная сумочка, вышитая бисером и заколка для волос

Но потом случился 1917 год, французская труппа отбыла на родину, поскольку ее содержать новое правительство не собиралось, а театру пришлось искать себе место в новой реальности. В 1918 году театр стал вторым Государственным оперным театром Петрограда, а затем, пройдя еще несколько переименований в 1920-м и 1921-м годах, в 1926-м получил статус Ленинградского государственного академического Малого оперного театра (МАЛЕГОТ).   В 1923 году в театре состоялась премьера оперы Н. Римского-Корсакова «Золотой петушок» с костюмами Михаила Бобышова.



Эскизы костюмов Михаила Бобышова к опере Н. Римского-Корсакова "Золотой петушок"

Как известно, эту оперу композитор так и не услышал, только фрагменты в концертном исполнении. Спектаклем она была впервые поставлена после его смерти. В музее целый стенд посвящен эскизам костюмов и декораций с этой постановки.



Макет декорации Леонида Чупятова к опере П. Чайковского "Пиковая дама" 1935 года

В музее воссозданы в миниатюре декорации к нескольким спектаклям. Здесь не только классика, как например, «Пиковая дама» П.Чайковского 1935 года, но и новаторские постановки - «Тихий дон» И. Дзержинского того же 1935 года.



Макет декораций Георгия Руди к опере "Тихий дон" Ивана Дзержинского 1935 года

Только я этот макет снимала не из-за экспериментальной оперы, а из-за собственных воспоминаний о другом спектакле - «Поднятая целина» в БДТ с Кириллом Лавровым в роли Давыдова. Сценография там была чем-то похожа, подумалось, что художник-постановщик мог быть тот же. Ошиблась, на сайте БДТ художником стоит С. Мандель.



Костюмы из спектаклей Михайловского театра

Кульминацией всей выставки в торце зала -  витрина с костюмами из нескольких спектаклей. Справа костюмы Симона Вирсаладзе к балету Кара Караева «Семь красавиц» 1953 года. В прошлом году Мраморный дворец представил отдельную выставку по поэме Низами Гянджеви и показал даже старый фильм 1956 года с этим балетом, но в постановке Азербайджанского государственного театра. Слева на витрине раритетные костюмы к опере Н. Римского-Корсакова «Царская невеста» 1922 года, предположительно выполненные по эскизам Б. Кустодиева.



Эскиз декораций к балету Э. Грига "Сольвейг" 1952 года В. Ходасевич

Еще один интересный эскиз Валентины Ходасевич к балету «Сольвейг» («Ледяная дева») 1952 года. Тут у меня «заштормило» не на шутку, я-то помню сюиту Грига «Пер Гюнт» к драме Г. Ибсена, а тут сюжет по сказке Г. Х. Андерсена «Ледяная дева». А еще и балетмейстер Л. Якобсон, который ранее танцевал в версии этого балета, поставленного Федором Лопуховым на сцене Михайловского театра в 30-е годы. И художник - племянница поэта Владислава Ходасевича, очень известная личность «Мира искусства», «Бубнового валета» и пр.

Не менее интересной оказалась и судьба нынешнего театра, в 2007 году его возглавил бизнесмен Владимир Кехман. И первое, что он сделал - отреставрировал здание театра, а затем пригласил Елену Образцову и Фаруха Рузиматова себе в советники. В итоге - Михайловский театр и сегодня отличается спорными, но несомненно высоко профессиональными постановками. Кстати, на оперу «Опричник» я повелась еще и из-за афиши с генеральным директором в образе Ивана Грозного, очень харизматичная личность:)

#зимавместе

путешествия, театр, спектакль, путешествие, Санкт-Петербург, #зимавместе, выставка

Previous post Next post
Up