Реставраторы - люди «широко известные в узких кругах». Восхищаясь шедеврами, дошедшими до нас «из тьмы веков» мы, чаще всего, знаем как звали их создателя. А вот те, кто сохраняет их для нас, всегда остаются незаметными.
Первая реставрационная мастерская Русского музея была создана 25 апреля 1922 года, сейчас это уже Служба реставрации музейных ценностей, состоящая из 15 отделов. На выставке «Сохраняя историю. Реставрационным мастерским Русского музея 100 лет» представлено 350 предметов, которые были интересны, в том числе и как объект для работы.
В. Ватагин-Шереметьевский "Тигр" дерево 1927 год
Экспозиция организована по реставрационным отделам. Возле каждого экспоната анонс, из которого можно узнать, откуда он поступил, какие проблемы были выявлены при осмотре, что было сделано. Обязательно есть фотография «до», год обновления и фамилия реставратора, который с объектом работал.
В нескольких залах представлены картины, мебель, предметы декоративно-прикладного искусства, ткани, рамы. Много икон, церковной утвари и окладов. Около 30 экспонатов большого размера оставлены на своих местах, в залах Корпуса Бенуа: «Последний день Помпеи», «Медный змей» и пр.
Слева: И. Айвазовский "Ветряные мельницы в украинской степи при закате" 1862 год реставратор А.В. Минин 1985 г. Справа: Ю. Клевер "Зимний пейзаж" 1897 г. реставратор В. Г. Краминский 1984 год
Вот так представлены все предметы на выставке, смотреть ее нужно обстоятельно и не спеша, как, собственно, и происходит процесс реставрации.
Слева: Георг Кристоф Гроот "Портрет Великой Княгини Екатерины Алексеевны" 1740-е годы. реставратор В. Н. Койвистолайнен 1977-1987 г. Справа: Иоганн Баптист Лампи старший "Портрет Екатерины II" 1793 г. реставратор В.В. Савенок 2018
Две Екатерины: слева - Великая Княгиня, справа - Императрица, разница почти в 50 лет. Замуж за Петра III она вышла в 1745 году, значит на правом портрете ей лет 16-17. Кстати, отреставрированный портрет ее супруга на выставке тоже есть.
Слева: Бюро 1779 г. наборное дерево, реставраторы Ю.Н. Макаров, М.В. Кошкарев 2021 г. Справа: Стол середина XIX века, дерево инкрустированное металлом, реставратор Ю.Н. Макаров
Мебель почти в каждом зале, создает дополнительную ауру времени: кресла, диваны, этажерки, бюро. Долго смотрела на столик справа - как дерево инкрустировать металлом? Просто залить нельзя - сгорит. Значит выполняется точный рисунок, металлические детали создают отдельно, и затем аккуратно вставляют в выемки деревянной столешницы.
Верхний ряд. Справа: Г. Сорока "Рыбаки". Вторая половина 1840-х Реставратор В. В. Савенок 2010. Слева: Б. Григорьев "Дом под деревьями" 1918 г. Реставратор И. Н. Корнякова 1982 г. Нижний ряд. Слева: В. Никитин "Провинциальный город. Базарный день" 1910 г. Реставратор М.А. Киселева 2017 г. Справа: А. Мещерский "Пейзаж со скалами" 1895 г. Реставратор М.Е. Солдатенкова 2020 г.
Четыре работы разных мастеров, в каждой свои особенности. Работа Григорьева состояла из разрозненных фрагментов, реставратор собрала их в единое полотно с восстановлением авторской манеры и аутентичной цветовой гаммы.
Полотно Никитина тоже поступило в музей двумя кусками, да еще и покрывалось автором специальным составом «глютень», чтобы придать масляной живописи фресковую матовость. Использовался такой состав художниками недолго, от времени он разлагается, и реставратору пришлось все, что него осталось, аккуратно удалять. Честно скажу, что меня не технические тонкости остановили, а манера - очень похожая на Брейгеля Старшего.
Пейзаж Мещерского тоже заинтересовал золотистым светом на листьях дерева. На моем снимке не видно, но в оригинале - это очень красиво. Тут реставратору пришлось восстанавливать часть полотна, которая когда-то намокла.
Пейзаж Сороки таких потрясений не испытал, картину даже в 1930 году отреставрировали. Но с тех пор прошло много времени и восстановительные записи стали отличаться от авторской живописи, бывает и такое.
Шаль 19 век. Кисея, тюль, бумажная ткань, гладь, тамбур. Реставратор - Н.М. Абжанова 2022
Шаль была частично заштопана, а по нижнему краю зияли дыры. реставратор убрала всю штопку и восстановила ткань.
Н. Рыгаль "Мелодия выжженной земли" 1980-е Реставраторы В.В. Парфенова, А.М. Куц - 2021 г.
Даже инсталляции современных художников приходится восстанавливать. Но я уже утомилась писать, а вы - читать, поэтому буду заканчивать. На все экспонаты лучше придти и посмотреть до 12 сентября в Корпус Бенуа на Канале Грибоедова.
Для летнего челленджа #10музеев.