По 2 августа 2022 года в Русском музее идет выставка, посвященная 165-летию Михаила Врубеля. Кроме собственных картин музея, представлены работы из Третьяковской галереи и частных собраний. Если вы хотите смотреть только эту экспозицию, то
билеты вчера были начиная с 25 июля и строго по сеансам. Льготные билеты он-лайн заказать нельзя, их можно получить только в кассе корпуса Бенуа «день в день». Причем за ними приходят до открытия музея. Комплексные билеты, включающие корпус Бенуа, выставку «К 100-летию реставрационных мастерских музея» и Врубеля были с 14 июля. Они дороже, но, на мой взгляд, не намного, а вторая выставка не менее интересна, я про нее буду писать отдельно.
Выставка Михаила Врубеля в Русском музее 03 июля 2022
Я на подобные мероприятия хожу смотреть не только редкие полотна художников, но и как организуют экспозицию кураторы. Это событие не стало исключением. И скажу, что визуальный ряд мне понравился. Сразу у входа вас встречает портрет самого мастера. А за ним, как приглашение, по правую руку идут «Испания», «Гадалка», «Венеция» и мы постепенно втягиваемся в мир художника. Как только вы окажетесь в центре первого зала ваше внимание перехватит «Полет Фауста и Мефистофеля», а из следующего зала позовет «Демон летящий».
Повторяющиеся сюжеты работ разного времени и техники создают дополнительное движение от экспоната к экспонату. Вот, например, маленькая акварель «Куст сирени», поддержана «Букетом сирени», а в зале «Демона» вас ждет огромное полотно «Сирень», с непрописанной фигурой жены художника.
Слева - "Куст сирени" акварель 1885. Справа - "Букет сирени" акварель 1886-1887
Процесс творчества разворачивается прямо на наших глазах - в зале «Демона», кроме варианта «Демона летящего» будет «Демон сидящий» из Третьяковской галереи. Первый - набросок, второй - работа 1890 года. На мой взгляд, оба полотна отражают похожее психологическое состояние персонажа. Падение уже произошло, но осознание утраты еще не наступило. В итоге для «Демона летящего» художник выбрал момент, когда масштабы случившейся катастрофы проявились во всех деталях. Но вот как раз затем чтобы в этом убедиться, вам понадобится комплексный билет, потому что финальное полотно «Демона летящего» на выставке отсутствует. Оно - в зале Врубеля корпуса Бенуа.
Фигура падшего ангела - постоянно присутствует рядом с художником. Она проявляется в иллюстрациях к поэме М. Лермонтова 1891 года, затем воплощается в полотнах «Демона сидящего» и «Демона летящего», и, наконец, в «Демоне поверженном», акварельный эскиз которого 1901 года будет представлен во втором зале выставки.
Слева - "Демон поверженный" акварель 1901 г. Справа - "Тамара и Демон" черная акварель, белила 1890-1891 год иллюстрация к поэме М. Лермонтова
Здесь же мы впервые встретим и Шестикрылого Серафима, который ставит финальную точку в последней локации выставки.
"Шестикрылый серафим" 1904 г.
Мы его увидим из «Зала Демона», и его взгляд, видевшего неземной блеск иного мира, будет притягивать наше внимание до самого конца.
Но сначала будет иллюстрация «Пророк», а затем акварель «Серафим» и, попытка их объединения в работе «Пророк и серафим», уже после написания «Шестикрылого Серафима»
Верхний ряд: Слева - "Пророк". Иллюстрация к стихотворению А. Пушкина 1899 г. Справа - "Серафим", акварель 1904-1905 г. Нижний ряд: "Пророк и серафим". Иллюстрация к стихотворению А. Пушкина 1905 г.
Но после «Зала Демона» нас еще ждет «Зал сказок». Тут и Царевна-лебедь, и Царевна Волхова и старый Пан.
"Пан" холст, масло 1899 г.
Кажется, что мифический житель лесов устало сидит опустив свою свирель, но у меня на снимке не видны его глаза - ярко голубые и, отнюдь не утратившие любопытства.
Процесс работы художника нам покажут и здесь. Вот два эскиза майоликового блюда «Садко на берегу Ильмень-озера»
Эскизы майоликового блюда "Садко на берегу Ильмень-озера" 1899 г. Бумага, картон, акварель
А это само блюдо.
Блюдо "Садко" Абрамцевская керамическая мастерская 1899-1900 г. Майолика, роспись
Врубель работал не только «дизайнером» посуды:)) Он придумывал эскизы декоративных панно и театральных занавесов, писал портреты известных людей.
Верх - "Италия. Сцена из античной жизни" эскиз занавеса для оперы С. Мамонтова. Нижний ряд - эскизы декоративных панно для особняка А. Морозова в Москве.
И на всем пространстве выставки царит муза художника: его жена Надежда Забела-Врубель, певица, прима оперы Саввы Мамонтова. Ее черты угадываются и в женских портретах художника до их знакомства, например. в «Испании» 1894 года.
Слева - "Испания" 1894 г. холст, масло. Верхний ряд: "Примавера" 1897 акварель, "Царевна Волхова" 1898 г холст, масло. Нижний ряд: "Прощание Царя Морского с Царевной Волховой" 1898 г. холст, масло
Мне выставка понравилась. Конечно это не та, которая с успехом шла в Москве в Третьяковской галерее на Крымском валу в прошлом году. Но от этого она не стала менее интересной.
И последнее - не приходите на выставку, если вы готовы наслаждаться полотнами великого художника в тишине и комфорте. Вас ждет серьезное испытание: в залах жарко, полутемно и много людей, несмотря на ограничения, введенные музеем при продаже билетов.
А я, пожалуй, продолжу это #летовместе с Русским музеем.