Выставка с таким названием работает в Михайловском замке Петербурга до 28 февраля. В нескольких залах представлены живописные и акварельные работы, скульптура, резьба по кости, памятные медали, значки и пр. Выставка занимает несколько залов на первом этаже. Из художников, чьи полотна выставлены - не знаю почти никого. Поэтому вдвойне интересно.
До массового распространения фотографии в середине 19 века функцию фотографов исполняли акварелисты и миниатюристы. Вот и в кругосветном плавании судов "Восток" и "Мирный" за правдивое изображение всего, что видели мореплаватели отвечал Павел Николаевич Михайлов. В 1831 году был издан литографированный "Атлас к путешествию капитана Беллинсгаузена в Южном ледовитом океане...", собранный из десятков рисунков и акварелей художника. Эта акварель от 8 января 1820 года, называется "Вид ледяных островов Широта 60 гр. долгота 18 гр. западн." (
Фото - не мое).
А в самом первом зале - альбом гравюр, выполненных с рисунков Карла фон Рёдера. Рёдер участвовал в экспедиции известного петербургского академика К.М. Бэра в 1837 году на Новую землю, как горный чиновник Петербургского монетного двора и художник-акварелист. Это его же Маточкин шар.
И тогдашние жители Новой земли - самоеды. Что удивительно - на фоне елок.
С Новой земли был известный в советские времена ненецкий художник Тыко Вылка. Живописи в 1901 году его начал учить Александр Борисов, художник, сопровождавший в 1900-1901 году экспедицию на Новую землю. С 1909 по 1911 годы Тыко Вылка сам был участником экспедиций полярного геолога Владимира Русанова, который и привез его затем в Москву, где талантливый северянин учился у Абрама Архипова и Василия Переплетчикова. Это - акварельная работа 1909 года называется "Гора Маточка" (снимала без вспышки, а других вариантов в сети не нашлось).
Александр Борисов - первый учитель Тыко Вылки, сам из вологодской деревни, набирался мастерства у иконописцев Соловецкого монастыря. В 1896 году был свидетелем полного солнечного затмения на Новой земле и, видимо, делал эскизы. Поскольку в 1904 году им создано живописное полотно с таким названием.
Запомнились яркие работы авангардиста Климента Редько, в 1925 году, прошедшего на военном корабле вокруг Кольского полуострова. Это - "Мурман"
А это - "Полуночное солнце"
И Константин Коровин вместе с Валентином Серовым дважды были на севере в 1894 и 1897 годах. Учитывая то, что перед этим Коровин в Париже познакомился с импрессионизмом, приемы Ван Гога в его "Скалах на берегу моря", созданных в 1899 году видны даже мне.
Из советских художников в последнем зале выставки запомнился Андрей Яковлев, в течение 10 лет (с 1960 по 1970) бывавший на Севере. С Таймырской серии - "Состязание"
И вот такой, почти рериховский Шпицберген 1961 года.
Про фарфор и кость напишу в следующий раз.