Как говорят картины

Dec 17, 2019 22:27

В четверг, 12 декабря меня пригласили на лекцию "Как говорят картины - к познанию мира". Я так поняла, что до этого было еще две лекции. Автор - Николай Покровский, председатель Редакционной коллегии научно-аналитического журнала «Личность и Культура», руководитель Рабочей группы социально-экономического проектирования СПбСУ. Время у меня было - пошла. Людей собралось немного, часть ушла сразу после начала лекции. Видимо ожидали чего-то другого. Мне всегда интересен альтернативный моему взгляд на искусство, поэтому я осталась. И первое, что поняла - как хорошо, что меня не учили читать картины профессионально, тогда бы я не нашла свой способ общения с ними. Поясню. Первая картина была Пабло Пискассо "Девочка на шаре"




По мнению лектора идеей картины можно назвать противопоставление возвышенного и земного. За эту интерпретацию говорит массивная устойчивая фигура атлета, которому даже горы заднего плана не дают выйти за пределы этого мира, и хрупкая эфемерная фигурка юной девочки с руками - чуть ли не птичьими крыльями. Я соглашусь с лектором, что в картинах признанных мастеров нет случайных персонажей, но вот считать пасущуюся на заднем плане лошадь подтверждением животной силы атлета пожалуй не стану.
На мой непрофессиональный взгляд - мужчина скорее любуется девочкой и вспоминает свое детство. Когда ему тоже доставляло удовольствие осознание владения собственным телом.
Это бродячий цирк, а цирковые артисты ведут, даже сейчас, особую жизнь. И если она тебе в тягость - ты пойдешь заниматься чем-то иным. На полотне фрагмент такой жизни - из одного места уехали, до другого еще не добрались, остановка в пути. Отдыха как такового у бродячих трупп не было. Починить реквизит, отрепетировать новый номер, решить куда двигаться дальше - и вперед...
Все остальные полотна, а по ходу были предложены "Живая вода" С. Чуйкова, "Сикстинская Мадонна" Рафаэля Санти, "Двое мужчин на берегу моря" Каспара Давида Фридриха и его же "Восход луны", "Акведук" Поля Сезанна и "Буря на озере Нясиярве" Вернера Холмберга и пр. анализировались примерно с тем же подходом. Желающие могут почитать вот тут интерпретации еще много чего.
Некоторые моменты мне показались интересными - например движение оттенков цвета у Сезанна (дойду до Главного штаба, обязательно проверю), или выстроенная линия композиции у Рафаэля в Сикстинской Мадонне (когда позы всех фигур только подчеркивают движение матери, несущей свое дитя к неизбежному финалу). А некоторые - довольно спорными (право-лево полушарное рисование, экономика и благотворительность на примере рядов Фибоначчи и пр).
В принципе, очередное умопостроение, не хуже всякого другого. Может быть кого-то заинтересует, так библиотека им.Маяковского собирается еще несколько лекций на эту тему организовать.

путешествия, библиотека, путешествие, живопись, арт, акварели

Previous post Next post
Up