Константиновский дворец

May 14, 2019 21:13

Как-то я лихо промахнулась с выбором даты экскурсии в Константиновский дворец, 6 и 8 мая было солнце, а 7-го дождь и холодно. И вот на седьмое я и взяла билеты. Одно утешение, что шли мы во дворец, а не гулять по парку. Кстати, с конца мая такая экскурсия тоже есть, правда стоит она 800 руб. на человека. Билеты во дворец можно покупать заранее он-лайн, а можно прямо на месте, но тут как повезет. Группы небольшие - 15 человек и некоторые экскурсии проводятся только раз в день. Свободное посещение дворца и парка невозможно, но это и понятно, все-таки действующая площадка для официальных мероприятий. Фотографировать внутри можно почти везде (за отдельную плату), кроме некоторых комнат в президентском крыле. Нас туда провели, показали будуар, музыкальную гостиную и столовую, которая во времена первых хозяев Стрельны являлась кабинетом хозяйки, но всю фототехнику, включая смартфоны, попросили оставить в приемной.
На улице мрачно и сыро, идем ко входу, возле бегает настоящая лиса. Для съемки далековато, а вот выходящие успевают ее щелкнуть на телефоны. Проходим рамку и досмотр, впереди еще два пропускных пункта. В парке интересные хвойные композиции, все остальное еще без листвы.




На первом этаже гардероб, верхнюю одежду и рюкзаки необходимо оставить внизу. Сумки предлагают сложить в камеру хранения. У меня не рюкзак, но внутри много всего: планшет, пара телефонов, ежедневник. Вытаскиваю фотоаппарат и решаю оставить сумку в камере хранения, туда же складывает сумку-рюкзачок моя спутница. Еще пара дам решает оставить свои сумки и выясняется, что складывать их нужно туда же, куда уже сложили сумки мы. Работница гардероба начинает реально утрамбовывать сумки, чтобы закрыть дверцу. Я прошу вернуть мою, раз такая проблема с камерами, на что слышу "ничего с вашей сумкой не будет". Удивительно, откуда в музеях Петербурга берут таких сотрудниц?
Поднимаемся на второй этаж. Первым идет Голубой зал, он самый большой по размеру, используется для конференций, концертов, светских приемов.




За окнами - регулярный парк и виден новый офис Газпрома на противоположном берегу залива.




После Голубого зала нам было предложено посетить зал Бельведер для переговоров "тет-а-тет". Экскурсовод оглядела нашу далеко не молодую группу и честно сказала, что подниматься придется пешком 65 ступенек вверх. Кто чувствует себя не в силах преодолеть такой подъем, может подождать на лестничкой площадке. Там вполне просторно и уютно, даже стоит рояль. Интересно, кто это музицирует на лестнице? Или его просто туда выносят из Голубого зала? Спросить не успеваю. Все решают подниматься наверх.




Кстати, лифт есть, но видимо "не про нашу честь". На лестничной клетке 3-го этажа обращаю внимание на картины - это современная живопись, интересно, чей выбор? Все-таки интерьеры 18 века.




Зал "Бельведер" небольшой. Мы, оказывается, шли по пути иностранных гостей, президент, согласно протокола, поднимается на лифте из собственного кабинета и входит с противоположной стороны. В кресло садится всегда так, чтобы гость располагался по правую руку.




Бельведер располагается практически в центре дворца, наверх ведет еще одна винтовая лестница, там в башенке в 1833 году был устроен пункт оптического телеграфа, а в войну находился пункт корректировки артиллерийского огня.
Возвращаемся на 2 этаж в Мраморный зал. Он меньше Голубого, но именно в нем проводятся большинство государственных мероприятий.




Далее нас ждет Троянский зал, который изначально не существовал, его создали в стилистике помещений дворца для проведения мероприятий, рассчитанных на небольшое число участников - менее 70 человек. Зал так назвали из-за росписи плафона потолка, на котором изображены фрагменты войны греков с троянцами. А мне почему-то сразу на ум пришел Троянский конь:))




Ожидающие начала мероприятия члены делегаций размещаются в прилегающих комнатах, в одной из них сейчас выставлены три картины Коровина, из запасников Третьяковской галереи. Экскурсовод просит снимать без вспышки. Ок.




Еще одна комната для гостей ранее использовалась Константином Павловичем для хранения монет и оружия.




Кроме официальных залов для приемов, есть еще помещение для проведения двусторонних встреч и протокольного фотографирования - гостиная Наяд, именно туда мы и направляемся. По пути минуем гостиную Минервы, в которой висят портреты первых хозяев Стрельны: цесаревича Константина Павловича, генерал-адмирала Константина Николаевича и его супруги, великой княгини Александры Иосифовны. Картины подлинные, экскурсовод просит снимать без вспышки.




В середине 19 века на месте гостиной Наяд были детские комнаты, но интерьер воссоздан на начало 19 века.




Пока главы делегаций общаются в гостиной Наяд, сопровождающие лица проводят время за игрой в бильярд.




Или в другие интеллектуальные игры, для последних используется комната для игры в карты.




Неформальные обеды проводят в помещении дворцовой кухни, выдержанной в голландском стиле. Там даже есть действующий очаг с вертелом, который, правда, уже давно по прямому назначению не используется.




После кухни нас ведут в подвалы дворца. Там сейчас выставлены фотографии дважды разрушенной Стрельны.




Первый раз дворец разрушили в Великую Отечественную войну, а второй раз - в 90-е годы прошлого века. В начале 90-х из дворца в город перевели Арктическое училище, которое в нем в советское время находилось. А на баланс Управления делами президента РФ дворец был принят за пару лет до празднования 300-летия Санкт-Петербурга. За 10 лет Стрельна была разрушена почти до послевоенного состояния. Реставраторы восстановили интерьеры дворца всего за 2 года.
Нужно отметить, что во дворце Президент РФ не живет. Он размещается в западном крыле, но это исключительно рабочие и протокольные помещения. И приехавшие делегации, и сопровождающие Президента лица, и он сам живут в коттеджах и в гостинице за территорией дворца. На снимке - за деревьями справа.




После подвала поднимаемся на 1 этаж и идем в гардероб, по пути проходим полутемную комнату с картинами, делаю последний снимок, поскольку вижу знакомую вещь Бориса Григорьева - "Лики России". На встречу коршуном бросается служительница и начинает истерично вопить: "Кто вам разрешил снимать? Вам же сказали, что нельзя! Здесь висят картины"! Маразмом я не страдаю, когда меня предупреждают, что снимать нельзя - не снимаю, просят выключить вспышку - выключу. Ни того, ни другого экскурсовод не говорила, более того, когда водила по дворцу всегда предупреждала, где копии, где подлинники, где можно снимать, где нельзя.
Видимо чем-то я служительниц сего места напрягла, знать бы еще чем?




На улице все та же серость и морось. Нас вывели на террасу над центральным каналом. Вероятно в солнечную погоду здесь было бы не так угрюмо. Но тем не менее все увлеченно снимают окрестности и друг друга. Я на прощание щелкаю еще одну хвойную группу саду. Мини - водопад на выходе мне снять не удается, вся группа стоит перед КПП, мы опаздываем.




Странное впечатление оставила эта экскурсия. Из действительно запомнившегося - портреты Великого князя Константина Николаевича и его жены Александры Федоровны. Наверное потому, что они были действительно хозяевами Стрельны. И даже по отдельным сохранившимся комнатам можно почувствовать течение их жизни. Огромное уважение вызвала работа реставраторов: восстановить дворец и парк в соответствии с проектными чертежами, рисунками, воспоминаниями и другими документами XVIII - XIX веков в такие короткие сроки! А вот оценить нынешнюю жизнь Стрельны я не в состоянии, ибо всяческие протокольные мероприятия существуют где-то вне меня:))

Питер, путешествия, Константиновский дворец, путешествие, Санкт-Петербург, Стрельна, фото

Previous post Next post
Up