Йозеф Гайдн в Академической Капелле Петербурга

Nov 23, 2018 10:26

Последним мероприятием 16 ноября, на которое мне достался билет, был концерт из произведений Йозефа Гайдна в рамках "Культурного моста: Санкт-Петербург - Айзенштадт". В Капелле я была три года тому назад и тоже в Ночь музеев, но 2015 года. А уж Гайдна в исполнении симфонического оркестра "вживую" не слышала бог знает сколько времени.
Кстати, только перед концертом стало понятно, как много людей участвует в культурных мероприятиях Общественного потока. И среди них немаленькое число пожилых людей. Даже если регистрацию на сайте Культурного форума за них осуществили дети или внуки, заслуживает большого уважения их интерес к проводимым концертам и выставкам.




Перед концертом состоялось открытие небольшой фотовыставки. Согласно анонсу, на выставке представлены те места, где Йозеф Гайдн жил, творил, отдыхал. Автор фотографий - Манфред Хорват, а идея ее создания принадлежит интенданту австрийского фестиваля им. Йозефа Гайдна Вальтеру Райхеру. Он лично и вел концерт.




Я, конечно, мало что помню из уроков музлитературы в музыкальной школе, но про пристрастие Гайдна к рыбалке и охоте в наших учебниках точно ничего не было. Меня даже сейчас этот факт удивил, вероятно потому, что композитор, пишущий христианские мессы, с моей точки зрения, не может всерьез хотеть убить живое существо. Однако, организаторы выставки утверждают, что - да, любил охотиться и рыбачить в окрестностях озера Нойзидлерзее.




В программе концерта были два ноктюрна до мажор №1 и №4, концерт для дуэта органных лир соль мажор и симфония №24 ре мажор. Исполнители: Илья Динов (флейта), Павел Серебряков (гобой) и симфонический оркестр Капеллы - дирижер Александр Чернушенко. Я надеялась, что органные лиры будут, однако, ноктюрны и концерт сыграли в переложении для симфонического оркестра, а на лиру предложили сходить посмотреть в Шереметьевский дворец, только предупредили, что она не функционирует. А жаль. Инструмент редкий, и у Гайдна всего 11 произведений для него.




На фото представлена лира-органидзата, но насколько я понимаю, писался концерт не совсем для нее, поскольку это уже более облегченный вариант. На органной лире гайдновских времен играть можно было только с помощником. Здесь все-таки поздняя модификация этого инструмента.
Перед концертом объявили, что фотографировать и вести аудио и видео запись концерта нельзя. В сети мне не удалось найти ничего, так что исполненное останется только в памяти слушателей.
Общее впечатление - chillout 18 века: дамы в кринолинах, мужчины - в камзолах, чулки, парики. Легко, технично и не ложится ни на какой эмоциональный фон. Тот же Моцарт - запоминается и воспринимается легко, Иоганн Бах, который умер, когда Гайдну было 10 лет - узнается практически моментально. А вот музыка Гайдна для меня не ассоциируется ни с чем. Поэтому и как охотника-то я его не воспринимаю. У охотника азарт должен быть. А тут морозные цветы на стеклах зимой. Вот такая музыкальная загадка, и живое исполнение ничем мне здесь не помогло.

Питер, путешествия, путешествие, Петербургский культурный форум, фото, музыка

Previous post Next post
Up