Представьте на секунду, что за одну ночь в вашем городе пропал весь общественный транспорт. Канули в лету маршрутки, троллейбусы, метро и автобусы.
А такси стало стоить ровно в 3 раза дороже, чем было.
Представили? Вы почти во Вьетнаме!
В большинстве городов Вьетнама нет общественного транспорта. Даже в крупных городах, насчитывающих миллион человек нет маршруток.
Для нас это было неприятным открытием, мы не понимали, как перемещаться по гигантскому городу.
Вот мы живем тут, как попасть в другой район, который находится, например, в 8 км от нас?
Я помню как в Днепропетровске мне нужно было на окраину города, в определенный магазин. Я посмотрела по яндекс картам, что это " всего" 20 остановок маршрутки и быстро смоталась туда и обратно.
Дананг, 4й город по величине во Вьетнаме, примерно размером с Днепропетровск.
Именно в нем проблема перемещения встала для нас очень критично.
Итак, способы переместиться из одного района в другой:
- Самый цивилизованный способ, это такси. Таксисты постоянно курсируют по улицам города и поймать их обычно не является проблемой. Проблемой является их стоимость. Средняя цена такси во Вьетнаме 13 000-15 000 донгов за километр. Это примерно 0,7$. Большин машины стоят дороже. Вот это такси стоит 17 000 донгов за километр (цена посередине). Цифры слева и справа от нее показывают сколько будет стоить поездка до 1 км ( 12 000 донгов за км) и свыше 31 км (15 000 донгов).
То есть наши 8 км в одну сторону будут стоить около 110 000 донгов, это 5$. В две стороны соответственно 10$. В стране, в которой два человека могут прилично поужинать на 5$ это очень дорого, тратить столько просто за проезд. Один француз обьяснил расценки такси тем, что во Вьетнаме очень высокие налоги на покупку машин. На машинах тут ездят только очень богатые люди.
- Аренда мотобайка. Как вы поняли из предыдущих моих рассказов, местное население чаще всего колесит по городу именно на мотобайках. Приехавший во Вьетнам искатель приключений может тоже арендовать мотобайк и вместе с вьетнамцами рассекать по городу. Аренда мотобайка на день стоит около 5$-8$ плюс топливо. Литр бензина стоит около 1$. В принципе уже выгоднее, чем ехать на такси. Но есть одно но. Даже несколько но.
Во-первых вы скорее всего не умеете ездить на мотобайке.
Во-вторых ваши права во Вьетнаме не действуют, даже если у вас в правах есть категория А. Но вьетнамская полиция обычно на это закрывает глаза, главное их не мозолить.
В-третьих, как по мне самое главное, во Вьетнаме дикое дорожное движение! Я писала о нем в
ЭТОМ посте. Водить мотобайк во Вьетнаме очень нервное занятие. Тут никто никого не пропускает, никто не соблюдает правила дорожного движения, все друг другу сигналят и движение по встречке совершенно обычная вещь.
Большинство туристов боится брать мотобайк и передвигаются на такси. Например, семья из Южной Кореи смотрела на нас как на экстремалов, когда узнала, что на шелковую фабрику мы приехали на мотобайке. Вьетнамским экспатам деваться некуда, либо у тебя есть мотобайк, либо ты сидишь дома.
Взвесив все эти но, мы брали мотобайк только когда хотели увидеть отдаленные достопримечательности, за день проезжая на нем больше 100 км. С одной стороны любой другой транспорт был бы намного дороже при таком расстоянии, с другой за пределами города трафик менее насыщенный и езда на мотобайке начинает даже приносить удовольствие.
Если вы не боитесь вьетнамского дорожного движения и приехали в страну хотя бы на несколько месяцев, идеальным решением для вас проблемы перемещения будет покупка мотобайка. А когда решите уехать из Вьетнама, просто его продадите. Если вы не разбираетесь в мотобайках, во Вьетнаме есть осевшие и разбирающиеся в этом русские, которые за небольшой процент помогут вам с поиском, осмотром и покупкой.
- Аренда велосипеда. Стоит 1$ в день. Самый дешевый способ передвижения по Вьетнаму. И мне он больше всего понравился.
Однако все-равно вы едете по тем же самым дорогам с хаотичным движением, ну и человеческой выносливости есть предел. Новый велик тут можно купить за 70$. Во Вьетнаме я видела еще электровелосипеды. Наверное, тоже хороший способ передвижения, но самой мне ездить на таких велосипедах не приходилось.
-Мотобайк такси. Это когда проезжающий мимо вьетнамец на мотобайке решит подзаработать, подкинув вас куда надо. Если рассуждать логически, мотобайк такси стоит дешевле, чем обычное такси. Но на самом деле это зависит от того как вы договоритесь. Я писала о случае, когда за 2 км мотобайкер требовал с нас 20$. С совершенно серьезным лицом. Мы дали ему 2$, что и так было много, и решили в дальнейшем связываться с мотоайкерами как можно реже. Велика вероятность испортить себе настроение на весь день. Да и чемоданы на мотобайк не погрузишь.
- Велорикша. У них часто почасовая оплата. Туристы их нанимают, что бы осматривать достопримечательности или город.
Я никогда не ездила на велорикше и не знаю расценок, так как для себя решила, что пока есть еще хоть какие-то средства передвижения по Вьетнаму, я на велорикшу во Вьетнаме не сяду. Читала огромное количество людей, которые попадали в передряги именно с велорикшами и решила не испытывать судьбу и поучиться на чужих ошибках. Можно испортить себе настроение еще больше, чем с мотобайк такси.
Итак, как мы все-таки перемещались по городу?
Примерно вот так.
Это наш шагомер. За день мы проходим пешком около 10 км. Рекорд во Вьетнаме был 20 км. Что бы вы понимали это не то, что бы мы ставили рекорды, ходили в походы или кругами по городу, осматривая достопримечательности-обычно мы просто доходили до центра города из соседнего района, чтобы сделать покупки в супермаркете и покушать. Преодолеть большее расстояние пешком у нас не хватало времени. То есть о том, чтобы прогуляться в более отдаленный район, или посмотреть достопримечательности пешком речи не шло. И так практически каждый день, если мы не болеем или не переезжаем в другой город.
А о жизни пешехода во Вьетнаме я напишу в следующем посте.