Не так давно мы приобщились к такому автотранспортному средству как мотобайк, и это вдохновило меня написать немного о вьетнамском дорожном движении.
Во-первых хочется сказать о дорогах - часто они бывают в ужасных колдобинах, песке, строительном мусоре. Пока едешь на мотобайке можно вдоволь продегустировать здешнюю дорожную пыль, песок и копоть вылетающих перед тобой автобусов и грузовиков. Поэтому больше не спрашивайте зачем мотобайкеры носят маски. У нас была одна маска на двоих, и я отдала ее водителю, то есть Русе, а сама пыталась дышать через парео. То еще удовольствие.
Изюминкой нашего путешествия на мотобайке стал огромный туристический автобус фирмы " Пегас" который вылетел на встречную полосу (то есть лоб в лоб к нам) и проревел клаксоном чтобы мы убрались с дороги. Мы бы и рады, да убираться было особо некуда, поэтому, мы, как могли, прижались к отсутсвующей обочине, и автобус проехал едва не чиркнув свой корпус об наш мотобайк.
После этого я на дорогу больше не смотрела.
Мне было тяжело бороться со своим инстинктом самосохранения, который вопил мне слезть с этой машины для самоубийства, называемую мотобайк и больше никогда на нее не садиться. Поэтому я закрыла глаза и судорожно вцепилась руками в Русю.
Воображение услужливо подсказывало мне как я могу свалиться с него назад, спиной на асфальт, влево, вправо, перелететь через него, или как он падает и придавливает мне ногу. Из средств безопасности у меня был только арендованный шлем, который я придерживала на голове, что бы он не свалился от ветра, так как крепеж под подбородком на нем был сломан.
Отдельного поста заслуживаютавтотранспортные перевозки во Вьетнаме. Навскидку 90% дорожного траффика-мотобайки. Машинами владеют только очень, очень богатые люди. А знаете в хозяйстве часто возникают ситуации, когда надо что-то куда-то перевезти. И все это перевозят на мотобайке. Что бы вы представляли масштабы я расскажу про несколько таких перевозок, которые я видела своими глазами и проилюстрирую их найденными в сети фотографиями:
- Огромное дерево, около 3х метров высотой, везли в кадке на мотобайке по улицам Муйне;
- В Далате какой-то мужчина вез что-то похожее на арматуру, метра 2,5. Горизонтально. С этой торчащей на 2 метра арматуриной он выезжает на оживленное кольцо. И все мотобайкеры, в том числе и мы, втягиваем головы в плечи, что бы эта арматурина на снесла нам пол черепа, когда он поворачивает.
- Надо перевезти домашнюю скотину? Какие проблемы, на мотобайке можно перевезти пару свинок
- десятки кур
- Пару овец
я не видела как перевозят коров, но мне кажется, что вьетнамцы найдут способ перевезти в другой город на мотобайке даже слона!
У вас большая семья, а мотобайк только 1? Это тоже не проблема! Я видела как на одном мотобайке ехали 2 женщины с двумя детьми лет по 6. И я уверена что это не предел.
На самом деле все эти условности с детскими креслами, средствами безопасности вьетнамцев не очень интересуют. Молодому папе нужно отвезти в садик сына лет четырех на мотобайке. А сын егоза еще тот, постоянно норовит слезть с мотобайка, поэтому папа одной рукой рулит, второй держит сына за шкирку, который всеми силами отталкивает эту руку и упорно пытается высадиться с мотобайка на асфальт. Я искренне не понимаю, как можно сконцентрироваться на бешенной и хаотичной дороге без правил, одновременно половину внимания уделяя орущему и вырывающемуся из рук ребенку. И на самом деле тут таких случаев на каждом шагу.
Вот еще пара фото иллюстрирующих, что можно перевести на мотобайке:
Через какое-то время ты даже перестаешь обращать на это внимание. Но я стараюсь запомнить. Сфотографировать я чаще всего не успеваю, поэтому я предлагаю посмотреть вам иллюстрацию суровой вьетнамской действительности в журнале:
http://gallika.livejournal.com/82256.html, часть фото взята оттуда.
Иногда я думала о том, что вьетнамское дорожное движение напоминает мне русскую рулетку, ты никогда не знаешь когда прямо перед тобой выкатится мячик, выбежит собачка, маленький ребенок за собачкой, или когда тебя обгонят и слева и справа, или когда кто-то выскочит к тебе на встречку, кто-то будет выезжать с побочной дороги, почти врезаясь в тебя, потому что тут всем наплевать на главные и побочные дороги. На пешеходном переходе вы состаритесь, пока будете ждать, что бы кто-то вас пропустил. Запомните, тут никто не обращает внимания на белые полосочки на дороге, вьетнамцы возможно вообще не догадываются об их назначении. Поэтому вам нужно просто выйти на дорогу и степенно идти сквозь поток машин и мотобайков. Звучит страшно? Но это будни пешехода во Вьетнаме. Постарайтесь успокоиться, не делать резких рывков и медленно идти вперед. Мотобайкеры будут стараться вас обьезжать.
Вы знали, что по кольцу можно ехать по часовой, против часовой стрелки, вдоль и поперек, перестраиваясь с 1 ряда в третий, просто разворачивая свой байк/машину/грузовик на 90 градусов и перекрывая все кольцо? Не знали? Вот и мы не знали, пока не выехали на кольцо и задачей номер 1 стало как выехать целыми и невредимыми из этого проклятого кольца. У меня нет фотографий этого безумия, так как когда опасаешься за свою жизнь, не до сьемок.
А как насчет нерегулируемого перекрестка 5 оживленных дорог? Тут нет ни помех ни справа, ни слева, ни пропусканий кого бы то нибыло, все просто ОДНОВРЕМЕННО едут в 5 направления, кому куда надо, стараясь не вьехать в соседа. Вообще за все время в Далате мы не встретили ни одного светофора, хотя движение тут очень оживленное.
По улицам в городе ездить очень опасно, так как вдоль дороги расположены вьетнамские дома. Которые на первом этаже представляют из себя гараж/магазин/кафе, а один или два этажа сверху жилые, где собственно и живут собственники этих лавочек. Получается что из любого гаража вдоль дороги прямо перед тобой может выскочить вьетнамец на мотобайке. Прежде чем выезжать со двора на трехполосную дорогу мотобайкеры никогда не посмотрят едет кто-то по ней или нет. Серьезно, мы настолько к этому привыкли, что когда какая-то женщина выезжая со двора пропустила нас, а не перегородила все три полосы, выезжая из дома, мы сразу догадались, что она не местная. Такие сюрпризы, выскакивающие на полном ходу из любого угла постоянно держат в напряжении.
А еще мало кто из вьетнамцев смотрит в зеркала. Если они вообще есть у них на мотобайке. Чаще их нет. Заводские отломались, а новые так и не купили за ненадобностью. Так и ездят держа курс только вперед.
Главное чтобы "бибикалка" работала.
Кстати о бибикалках. У меня просто крик души к вьетнамским водителям: "Засуньте себе их в одно место и бибикайте на здоровье!!!" Я очень спокойный человек в жизни, но эти клаксоны выбивают меня из колеи. Тут бесконечно кто-то сигналит. Пустая дорога в Муйне, по ней едет ОДИН мотобайкер и непереставая сигналит: БИИИИИИИ-БИИИИИИИИИП-БИИИИИИИИИИИП!!! Ну вот настроение у человека хорошее, хочется посигналить сегодня. Зато у прогуливающихся на обочине дороги (тротуаров тут не существует как класс в нетуристических местах) резко падает настроение. Такое ощущение что байкеры здесь с молоком матери впитывают девиз: "В любой непонятной ситуации просто сигналь!"
А ведь бибикалки эти, они тут совсем не такие, как дома.
Я не знаю, апгрейдят они их специально, что бы быть громоподобными зевсами на дорогах, но наши маршрутчики нервно курят в стороне со своими клаксонами.
В этот момент я вспоминаю Таиланд, с таким тихим дорожным движением, что это вызывает даже удивление. Мы даже спрашивали у русского, живущего в Тае 8 лет: "Почему на дороге в Паттайе так тихо?". На что он рассказал, что тайцы считают что автомобильным клаксоном портят карму человека. Например, зачем сигналить разворачивающемуся человеку. Он и так старается как может, а громкие звуки будут только его сбивать, не придавая ему большей скорости. Мне определенно нравятся тайцы.
Особенно мне запомнился один большой вьетнамский автобус, который так плавно, тихо ехал, доехал до гуляющих по обочине нас с Русей и ЗАРЕВЕЛ, как будто на нас сошла звуковая ЛАВИНА! Мы инстинктивно отпрыгнули на метр в сторону, в какие-то кусты, так как хотелось просто бежать от этого звука.
А теперь представьте на секунду спокойно едущего велосипедиста. Едет он себе едет, везет в корзиночке может быть даже продукты какие-то с рынка, и тут к нему сзади подкрадывается такой автобусик и вот так оглушительно ревет! Я не знаю, если бы я была велосипедистом я бы наверно в этот момент или получила разрыв сердца, или просто выпустила руль от ужаса и упала бы аккуратно под колеса этого автобуса.
А действительность такова, что скорее всего при аварии, виноваты будете именно вы. Не потому что кто-то там что-то нарушил, а потому что вы иностранец.
Я слышала историю про русского (слухами земля полнится), купившего себе хорошую машину ( а машины во Вьетнаме стоят недешево). Он заехал в кафе выпить кофе, сел у окна и стал неспешно наслаждаться напитком. Как вдруг он замечает очень быстро несущуюся вьетнамку на велосипеде. И все бы хорошо, но эта вьетнамка ехала прямо в направлении его машины, припаркованной у кафе. Никто не успел ничего сделать, как вьетнамка не справилась с управлением и все-таки въехала прямо в его машину. Велосипед разбился, машина поцарапана, вьетнамка вроде цела. Приезжает полиция. Спрашивает с какой скоростью двигался водитель машины, когда русский мужчина говорит что он вообще в окно все это наблюдал ему не верят. Но его выручает хозяин кафе, который подтвердил алиби водителя машины. В итоге полиция решила все так: русский мужчина должен заплатить вьетнамке 100$ за разбитый велосипед. Так как у вьетнамки это единственное средство передвижения, а потом успешный русский мистер со своими царапинами сам разберется. Не было бы у него денег, машину бы небось не покупал.
Должна сказать, что в целом дорожная полиция лояльно относится к иностранцам. Во Вьетнаме действуют только вьетнамские права ( международные не действуют). Которые, понятное дело, есть только у тех, кто живет здесь длительное время. А передвигаться как-то надо, так как общественный транспорт здесь не очень развит. Поэтому все туристы и путешественники ездят на мотобайках без прав. Полиция могла бы стоять и останавливаться каждого первого светлокожего байкера, кося с них деньги. Но чаще всего она этого не делает. Наш друг сказал, что за 5 лет его останавливали всего 1 раз( ему даже обидно, так как у него как раз таки есть вьетнамски права). Немаловажную роль в этом играет незнание языка. Вьетнамцы, особенно из пригорода, плохо знают английский язык, и русские пользуясь этим тоже мгновенно забывают о том, что 5 минут назад торговались хоть на ломанном, но английском и начинают что-то быстро тараторить на русском, как только их просят остановиться. Зная упоротость/упорность нашего народа, обьяснение просьбы показать права может растянуться до конца дня поэтому вьетнамцы не хотят связываться с русскими, предпочитая выполнить норму на соотечественниках. Да и негласная политика развивать туризм и не слишком тормошить туристов дает свои плоды. Часто наши соотечественники пользуются этим и садятся нетрезвыми за руль, становясь причиной аварии.
Часть фото для поста взята с
http://www.holztreff.ch