Оригинал взят у
grus57 в
Фронтоны храма Зевса в Олимпии Храм Зевса в Олимпии построен 470-456 до н.э. Тогда же появились его знаменитые фронтоны, которые теперь скурпулезно собраны по кусочкам и выставлены в археологическом музее Олимпии. В 6 веке нашей эры храм был разрушен до основания то ли землетрясением, то ли цунами, и погребен под многометровым слоем песка. Заново обнаружен археологами только в 19 веке.
Фронтоны принято относить к стилю, прозванному Суровым. Это короткая промежуточная стадия между лучезарной Архаикой и уравновешенной Классикой. Восточный и западный фронтоны храма Зевса в Олимрии - ярчайшие представители этого стиля.
западный фронтон
Обе композиции так хороши, что захватывает дух. Тут нет неземной радости архаики и нет ошеломляющей анатомической точности классики, хотя герои не бесчуственны и не статичны. Фигуры изображают скорее движение внутренне, чем внешнее. Если задуматься - на что это похоже - то почему-то на ум приходит фламенко, где страсть проявляет себя спокойным лицом и гордой осанкой. Неужели у испанцев это от эллинов :))?
К стыду, эти великие скульптуры были для меня полной неожиданностью. Я сначала онемела от восторга, а потом начало снимать. Кое что, мне кажется, получилось. Но показать фотографии сразу на волне чистого восхищения не хватило времени. А чем дальше, тем больше захотелось что-то вразумительное понять про эти фронтоны. Что вообще они означают? Почему именно эти сюжеты и герои? Почитав кое что, обнаружила, что на эти казалось бы простые вопросы нет простых ответов. Существует несчетное число реконструкций фронтонов и лишь немногоим меньшее число толкований «основной идеи авторов» (скорее всего, это все-таки 2 разных скульптора).
Когда-то фронтоны восстановили допридумовав все недостающие части. К счастью, весь новодел был из гипса. Сейчас от этого оказались. Мы видим только подлинные кусочки, которые как мозаику, сложили максимально правдоподобным образом. Так намного лучше.
Начать с того, что даже кто есть кто на фронтонах вызывает споры. И это при том, что во второй половине второго века до нашей эты Олимпию посетил историк Павсаний и оставил ее описание, в котором есть и фронтоны храма Зевса. Павсаний сообщает, что восточный фронтон запечатлел момент подготовки к состязанию на колесницах Пелопа и Эномая, рядом с которыми стоят женщины - Гипподамия (дочь) и Стеропа (жена Эномая). В цетре композиции Зевс. А на западном фронтоне Кентавромахия - битва лапифов и кентавров. Правда, центральную фигуру этой композиции Павсаний назвал очевидно неправильно (по Павсанию - это герой Кеней). Сейчас наиболее общепринятое толкование, что это Аполлон (вестник Зевса). Некоторые считает, что это сам Зевс в юном облике. В любом случае центральная фигура находится на месте бога. Но ко 2 веку, когда на это смотрел Павсаний, это уже забылось.
Не претендуя на академизм, попробую изложить и проиллюстировать то, что показалось мне осмысленным и интересным.
1. Восточный фронтон. Сватовство праотца Пелопа (от него Пелопоннес) к Гипподамии, дочери царя Писы Эномая. Эномаю было предсказано, что его убьет зять. От папы бога войны Ареса у него были волшебные кони, поэтому всем претендентам на дочкину руку царь предлагал посостязаться с ним на скачках. Аресовы кони догоняли всех нормальных коней, а Эномай со спокойной душой убивал неудачников. Тринадцать уже погибло, и тут явился четырнадцатый. Был он сыном Тантала из Лидии и, к несчастью для Эномая, оказался юноша не простой. Уже понятно, что он победил, но вот как - здесь версии разнятся.
Более извесная, но, видимо, более поздняя версия гласит, что он понравился Гипподамии (или на поняла, что иначе оснанется в девках навсегда). Они вместе подкупили возницу Эномая Миртила. Миртил заменил ось в колеснице царя на восковую. Нагревшись, восковая ось сломалась, Эномай погиб. Пелоп получил девушку и царство. После этого дело осталось за малым - избывиться от предателя Миртила. Его скинули в море. Падая, он проклял весь Пелопов род, что и исполнилось потом.
Если начать разобраться, то история победы путем подкупа получилась не слишком красивая. Почему же она «на флаге»? Некоторые исследователи считают, что Пелоп на фронтоне храма Зевса символизирует укор нечестному поведению в состязании.
Есть другая версия истории. Пелоп в несколько более юном возрасте был возлюбленным бога Посейдона. И от Посейдона у него тоже были «специальные» крылатые кони. Вот эти посейдоновы кони и обогнали аресовых коней в честном бою. В этом варианте легенды один набор коней должен иметь крылья. К сожалению, по сохранившимся остаткам лошадей на фронтоне наличие или отсутствие крыльев установить невозможно.
Как погиб Эномай не очень ясно, но он, конечно, погиб. Девушка и царство достались герою. Если не считать пропоганды гомосексуализма (греки, что с них взять... :)), это более пристойный вариант легенды.
Пелоп считается основателем Олимпийских игр по одной из версий (по другой, это Геракл, подвигам которого посвящены метопы храма). Логичнее видеть его в качестве положительного примера. Кроме того, и Гипподамия тоже имеет отношение к играм. Она основала женские игры в честь Геры. Это обьясняет ее «личное» значение в композиции. Храм Геры в Олимпии находится рядом и есть свидетельства того, что эти Герины игры действительно существавали. Девушки соревновались одетыми, но с одной обнаженной грудью. Мужчины видимо могли наблюдать за происходящим, так же как и девственницы возможно допускались на соревнования мужчин. Победительницы получали право выйти замуж. Возможно, что женихи находились как раз среди зрителей.
Фигура Миртила на фронтоне не очевидна, если она вообще есть. Это тоже свидетельствует в пользу второй версии событий. Зато за колесницами с двух сторон сидят два пророка (некоторые думают, что это портреты конкретных жрецов храма), которые провидят в исход состязания.
В центе Зевс, единственный господин будущего. По бокам от него веселый Эномай, не чующий своего близкого конца, и мрачный, сосредоточенный Пелоп, поражающий звериной мощью. Рядом с Пелопом Гипподамия, отодвигающая покрывала с лица (традиционный жест невесты). Как замечают многие - не красавица, да и не слишком юна... Но, может, не в этом сила, когда на кону царство и такова воля богов.
По краям фронтона две лежащие мужские фигуры. Как мы знаем из Павсанию , это персрнифицирванные изображения двух рек Олимпии - Алфея и Кладея. Они определяют место действия.
2. На западном фронтоне представлена Кентавромахия - битва фессалийцев лапифов с кентаврами. Эпизод как бы незначительный. Кентавры были приглашены на свадьбу царя Перифоя (сына Зевса) с царицей Диадамией (или тоже Гипподамией, по другим источникам). Будучи существами неотесанными, они перепились и стали приставать к женщинам, за что и получили по полной программе от Перифоя, его друга афинянина Тесея и прочих лапифов.
Интересный момент: исследователи отмечают, что фронтон храма Зевса в Олимпии - это первый извесный случай, когда Кентавромахия представлена такой большой «программной» композицией и одновременно, где такую активную роль играют женщины. Кроме того, это единственный случай , когда в событиях участвует (пусть и невидимо) бог - Аполлон или Зевс в юном обличье.
Мне показалась интересной мысль о том, что обьяснение этому тоже можно найти в женских играх, посвященных Гере. Многие из лапифянок сражаются с одной обнаженной грудью, как на состязаниях. А главную героиню тоже зовут Гипподамия (укротительница коней). Интересное совпадение, внятного обьяснения которому нет, за исключением наблюдения, что скачки и кони в Олимпии как-то особенно важны...
А скажаются лапифянки без шуток. У кентавров бороды трещат от их нежных дамских ручек. Особенно привлекает внимание фигура царицы Гипподамии. Она прекрасно сохранилась, как и вцепившийся в нее чудовищный кентавр. Именно она заставляет вспомнить фламенко. В ее лице ни страха, ни злости - одна спокойная решимость. Локтем она вмазала кентавру по морде, но взгляд ее сосредоточен на чем-то невидимов впереди нее. Так и хочется сказать про этот взгляд, что он мерцает из под опущенных ресниц. Хотя какие ресницы на мраморе...
В центре композиции прекрасный молодой бог с героями по правую и левую руку (Перифой и Тесей, как пишет Павсаний). Но взгляд бога остановился на лице царицы и на губах его играет улыбка (не архаическая, а просно нежная).Его рука тоже вытянута в сторону сражающейся Гипподамии. Кажется, что именно это локальное сражение занимает его более всего во всем происходящем. Многие считают, что эта аллегория Греции, которая выстояла против диких варваров (Персов). Может быть и так...