3 марта в РФО «Она» организаторы Фемфеста, который должен состояться в Москве 11.03.2017, обсудили критику фестиваля в соцсетях и СМИ.
На странице РФО есть полная 3-хчасовая видеозапись дискуссии:
https://www.facebook.com/feminism4everyone/videos/611227249076429/,
https://www.facebook.com/feminism4everyone/videos/611295742402913/ Также теперь существует группа фестиваля, где можно высказываться:
https://www.facebook.com/groups/1818187345066204/permalink/1858464694371802/?pnref=story Предлагаю вам текстовую расшифровку особенно интересных, по моему мнению, высказываний. Другие посты с расшифровкой:
http://not-a-babe.livejournal.com/259771.html,
http://not-a-babe.livejournal.com/260066.html В этом посте - речь Ирины Изотовой. В скобках мои дополнения и пояснения.
О ПОПУЛЯРИЗАЦИИ ФЕМИНИЗМА
«Я бы хотела сделать феминизм более легко воспринимаемым, снизить барьер входа и сделать его массовым. <…> Безусловно, выхолащивание смыслов всегда есть, и всегда будут люди, которые, может быть, смогут каким-то образом регулировать или использовать феминизм как товар, но все равно, выгод я здесь вижу гораздо больше, потому что именно когда феминистское мышление станет массовым, легко воспринимаемым, легче будет лоббировать законы, создавать более справедливое общество.»
О ТОМ, ГДЕ СИЛА
«Вы долго варитесь, находитесь в феминистской среде, я пришла из среды, которая с феминизмом вообще не ассоциируется. И я знаю, как много этих людей, потому что вокруг меня их до сих пор много, которые не воспринимают эту тему абсолютно. А сила находится там.
Я считаю, что гораздо разумнее тем же художницам, той же Нике Дубровской, представить свою книгу и, допустим, на нашем фестивале договориться о публикации этой книги в хорошем издании, потому что у нас будет такая аудитория. И эта книга, напечатанная, принесет гораздо больше распространения знаний, справедливости. Можно договориться с людьми о создании каких-то образовательных процессов в большем масштабе.
Концепция фестиваля, действительно, сделана в более либеральном ключе, но это ни в коем случае не значит, что я порицаю радикальный феминизм или какие-то другие ветви феминизма, все важно и все нужно. Но я знаю, что активизм массами не воспринимается. Его воспринимают хорошо подкованные люди, арт-среда. Для меня важнее результат, трансформация общества, изменение сознания. Поэтому я настаиваю на просветительском варианте.»
О ФОРМАТЕ ФЕСТИВАЛЯ, ФЕМИНИСТАХ И НЕ-ФЕМИНИСТКАХ
«Отказ от политической повестки в первую очередь связан с площадкой, потому что площадка не политическая и так себя заявляет. <…>
Мы хотим подавать образовательный формат в определенном ключе. У нас главный сюжет - это конференция, в которой люди, специалисты разных сфер, не только феминистки и феминисты, но и те, кто каким-то образом разрабатывают гендерные вопросы, выступают, рассказывают про сферы своего опыта и создают поле разнообразных смыслов, где нет единства и политической согласованности. И те, кто придут, смогут воспринять эту информацию и считать то, что им нужно. Мы ни в коем случае не настаиваем, что именно считывать из этих выступлений. <…>
Тех, кто не называет себя феминистами, у нас, может быть, трое человек. Все остальные считают себя, позиционируют (феминистами). Текущее состояние политики будет обсуждаться Кириллом (Мартыновым) и (Ириной) Прохоровой, неравенство в оплате тоже будет обсуждаться, у нас очень много выступлений по сексизму, по насилию. Мне важно было точечно набросать эти темы. Мы не можем охватить все, не хватает времени и места. <…>
Я прошу не обращать внимание на то, что названия (выступлений) игривые. Ни в коем случае нет никаких насмешек или ухмылок над серьезностью. <…>
Задача фестиваля - представить разные позиции. Во-первых, тех, кто связан с феминизмом. Кирилл (Мартынов) ассоциируется с феминизмом, поэтому мне интересна его позиция, как мужчины-общественного деятеля. Что такое мужской феминизм - я надеюсь, он когда-нибудь об этом расскажет, потому что мне важно это знать. Мне важно, чтобы в программе были, во-первых, те, кто называет себя феминистами, те, кто занимается гендерными темами, активно и что-то меняет в обществе. Потому что под феминизмом мы всегда имеем (в виду) очень разные определения, что такое феминизм, феминистка.
Залина (Маршенкулова) не называет себя феминисткой лично, но в то же время темы, с которыми она работает, они, на мой взгляд, являются феминистскими. <…> Это тоже, кстати, проблемная ситуация - почему женщины не хотят себя ассоциировать с феминизмом, несмотря на то, что повестка их волнует. Я надеюсь, что Залина сможет также ответить на этот вопрос. Мне кажется, это важный практический вопрос, и он имеет право на то, чтобы быть высказанным. Это проблема, почему масса женщин не воспринимает феминизм, несмотря на то, что их волнуют ситуации проблемные, половые, гендерные.»
О ПРИОРИТЕТЕ КВИР-ТЕМЫ НАД ДЕТСКОЙ ПЛОЩАДКОЙ И БОЛИ В СЕРДЦЕ
«Что касается детской площадки (в ответ на вопрос о возможности прийти на фестиваль с детьми и вопросов материнства в повестке фестиваля). Встает выбор, либо сделать тему квир, который я считаю феминистской темой, и трансгендерность - тоже феминистская тема, и сделать фестиваль 18+, либо сделать детскую площадку. Мы всегда вынуждены выбирать, но когда мы выбираем одно, это не значит, что мы пренебрегаем другим, нет, мы выбираем с болью в сердце.»
О СПОСОБАХ ПОДАЧИ ИНФОРМАЦИИ И ВАЖНОСТИ ВИНА ДЛЯ ПОПУЛЯРИЗАЦИИ ФЕМИНИЗМА
«Я уже не первый раз замечаю, вам кажутся легковесными некоторые темы и некоторые способы подачи информации.<…> Информация, ее же можно не только воспринять умом, ее можно прочувствовать. Ее можно проработать телом. И это один из вариантов поиска альтернативных возможностей усвоения информации. В том числе, с помощью вкуса вина. Что такое гендерная деконструкция вина? Человеку, который не знает, что такое гендер, что мужское и женское пронизывает всё и всё делит на двое, <…> это возможность старта критического мышления. Притягательный объект. Потому что вино - это не водка, вино - это культурный артефакт. Это целая культура. И за ней существует мощная традиция. Это способ подать информацию так, чтобы она была воспринята и для меня это ценно. Это один из интерактивных ходов.»
ОБ АПОФЕОЗЕ ФЕМИНИЗМА
«Для меня выступление мужчины-феминиста, который остался в феминизме (речь идет о лекции Сергея Витяева по истории феминизма), является апофеозом феминизма. Потому что - всё. Мужчина-феминист. И для меня это не является проблемой, потому что для меня является важной позиция человека и его возможность ясно артикулировать мысли. Потому что в первой лекции очень важно донести основные идеи истории феминизма и предложение идей, что ли.»
О МЕСТЕ ДЛЯ ДИСКУССИЙ НА ФЕСТИВАЛЕ
«Мы уже сделали изменения, мы изменили двигательную лекцию на дискуссию, и эту дискуссию можно использовать, как площадку для диалога. Я всех приглашаю прийти, представительниц любых кругов в феминизме. Нет единогласия между нами, но я думаю, что должно быть сохранено уважение и стремление услышать, понять друг друга.»
О ТОМ, БУДУТ ЛИ ОДОБРЕНЫ ЗАЯВЛЕННЫЕ САМООТВОДЫ МУЖЧИН-ЛЕКТОРОВ КИРИЛЛА МАРТЫНОВА И СЕРГЕЯ ВИТЯЕВА
«Это не мое решение, у нас есть команда и мы взаимодействуем все. Я не могу сейчас ответить.»
О ВОЗМОЖНОСТИ ИЗМЕНЕНИЯ ПРОГРАММЫ И ПОДАЧИ ФЕСТИВАЛЯ
«У нас там очень плотно все в плане времени, и временная логистика сильно влияет на то, как все выстроено. <…> Все это услышано и будет обсуждено, но я не могу гарантировать сейчас никаких решений, тем более, потому что мало времени осталось и это все сложно. <…> По поводу возможности изменения программы фестиваля. Программа сейчас уже идет в печать, поэтому это практически нереально.»
О ТОМ, ПОЧЕМУ НЕ БЫЛО ОФИЦИАЛЬНЫХ ПЛОЩАДОК ОБСУЖДЕНИЯ И ГРУПП ФЕСТИВАЛЯ В СОЦСЕТЯХ
«Мы сейчас очень заняты подготовкой фестиваля. Это не так просто. Мы действительно работаем во внеурочное время. У нас нет господдержки, никаких олигархов за нами не стоит. У нас есть один спонсор, который покрыл то, чтобы в этом пространстве можно было держать программки бумажные и так далее. Мы сейчас очень заняты, и это было очень сложно отследить.
Для меня лично реакция публики была неожиданной, я в какой-то момент растерялась и не понимала, что происходит. Казалось бы, мы все стоим за одно, пусть где-то в разных точках, а получается, что-то другое. Время идет очень быстро. <…> (У нас) не было какого-то осознанного желания скрыться, так получилось. В любом случае, вся эта ситуация воспринимается нами критически, и мы с вами, даже если вы не с нами. Потому что самое главное - это свобода слова, свобода мысли».