В переводе с итальянского "станцы" означает комнаты. Поэтому станцы Рафаэля - это комнаты в Папском дворце Ватикана, расписанные фресками Рафаэлем Санти. В настоящее время они являются частью Музеев Ватикана, в самом дальнем конце от входа, недалеко от Сикстинской капеллы. Несмотря на то, что коллекция музеев огромна и имеет массу шедевров разных эпох станцы всегда пользуются большой популярностью и несмотря на то что, они лежат чуть в стороне от прямого пути к Сикстине насладиться ими в одиночестве вряд ли получится.
Несмотря на то, что Рафаэль Санти прожил всего 37 лет, он оказал огромное влияние на мировое искусство. Родился он в Урбино, но после смерти отца некоторое время жил в Перудже (у Перуджино) и Флоренции. Был знаком с Микеланджело и Да Винчи, а позднее переехал в Рим, где стал одним из фаворитов Папы Римского Юлия Второго, который и предложил расписать ему комнаты папской резиденции.
Комнаты расписаны не только одним Рафаэлем, но и его учениками. Но общий проект его. Станцы являются одной из вершин искусства Ренессанса. Мне они понравились не меньше, чем Сикстинская капелла, созданная Микеланджело, но если там фрески фрески более холодные и однотонные, то Рафаэль поражает буйством красок и их резкими контрастами. Даже углы представляют собой произведения искусства.
Фрески Рафаэля разнообразнее и по тематике. В отличие от "Сотворения мира" и "Страшного суда" Буонаротти, Рафаэль создает "Афинскую школу" - тема античности как базы для искусства и философии Возрождения, "Диспута" - спор о причастии, "Битва у Мульвийского моста" - хоть и расписана учениками, но все равно она гораздо реалистичнее всей живописи 15 века. Да и остальные фрески здесь очень сюжетно разнообразны.
Мне вообще кажется, что именно такие крупные фресковые проекты гораздо лучше раскрывают гениальности того или иного художника, чем картины, статуи или иконы. Можно еще вспомнить фрески и иконы Фра Анжелико в монастыре Сан Марко во Флоренции. Там тоже интересные, но вполне классические иконы сильно уступают по реалистичности и эмоциональности небольшим фрескам в кельях. Также сложно сравнивать даже шедевры Рафаэля из Уффици с фресками в Ватикане. Мне иногда кажется, что их писали разные люди.
Здесь гораздо больше красок, движения, эмоций. Дело все же не в том, что станцы гениальнее. Не зря ведь говорят: краткость - сестра таланта. Портреты и Мадонны из Уффици имеют совсем другие цели, чем эти фрески. Тут скорее можно вспомнить более поздние фрески в Палаццо Веккьо во Флоренции, их яркая тональность близка к станцам, как впрочем и назначение комнат. Нельзя забывать, что несмотря на гуманизм и возрождение науки консервативное влияние религии оставалось очень сильным.
Ватикан - это конечно тоже папские покои, но все же станцы расположены в личных кабинетах, которые были больше предназначены для работы, чем для молитв. Кстати, наверно поэтому тут и краски ярче, чем в Сикситинской капелле, которая до сих пор является священным местом. Эти комнаты вместе с капеллой поистине одна из главных жемчужин Возрождения. На самом деле некоторые дворцы и базилики могут сказать об искусстве гораздо больше, чем даже величайшие из музеев. Фрески конечно тоже можно снять с потолков, технологии сейчас позволяют, но это уже варварство. В Лувре, возможно, шедевров итальянского Возрождения больше чем в любом римском или флорентийском музее, но по настоящему понять эту эпоху можно только в таких местах, как Ватикан или Флоренция, где каждый дом - музей.
Еще одна проблема, кроме многочисленных туристов, которая возникает при посещении этого творения Рафаэля, так это то, что прежде сюда дойти, приходится пройти по многочисленным залам музеев Ватикана, а они наполнены шедеврами, чуть более чем полностью, поэтому очень сложно сохранить свежесть впечатлений.
Так например находящиеся рядом апартаменты Борджиа, тоже покрытые фресками у меня не отложились ни в памяти, ни на фотопленке.
Кстати, станцы Рафаэля на самом деле не очень большие. Это не огромные залы с высокими потолками,а просто кабинеты чуть меньше по размерам, чем наши школьные классы. Но впечатлений они оставляют гигантское количество. Кроме Ватикана росписи Рафаэля также хорошо сохранились в Вилле Фарнезина. К сожаление времени на них у меня не хватило, да и расписание там не очень удобное, хотя указатели к ним я видел.