В интернете посоветовали книгу "Как преодолеть выгорание учителя" с очень подробным и интересным комментарием про любопытство как движущую силу процесса преподавания.
Вообще очень интересная тема. Я думаю, это не только про любопытство, а скорее про личность преподавателя. Про то, нравится ли ему самому то, что он делает и хочет ли он этой радостью
(
Read more... )
А можете написать имя автора книги?
Я серьезно (ну на сколько это можно про репетитора сказать) преподаю больше 15 лет. Так же я интересуюсь темой и периодически читаю что-то по этому поводу. Если честно, все что я видела пока, хочется сократить до совета - отдыхайте, когда вы устали, старайтесь не брать на себя больше, чем вы можете вынести, помните, в сутках 24 часа и вам надо когда-то есть и спать. Предотвратить выгорание учителя может достаточная ЗП и баланс отдыха и работы (и не только учителя). Тогда и энергия, и энтузиазм, и любви чаще всего хватает (у человека, который стал преподавать не от безысходности, конечно). Все остальное кажется костылями, когда - ну вот тут помедитируйте минут 5 в туалете, тут закройтесь в кабинете на 10 минут и попейте чаю, здесь - погуляйте в лесу, если от вас не требуют организовать веселые старты, которые вы не очень любите организовывать - не организовывайте. Основная проблема выгоревших учителей - маленький доход по отношению к требуемой нагрузке и возложенной ответственности и требованиям.
Reply
Добавила обложку книги в пост :) саму книгу я пока не читала и мой комментарий на самом деле - это комментарий к описанию читателя, т.е. не совсем о выгорании.
На самом деле мне вообще не знакома литература о выгорании. Именно потому, что вы написали - все эти советы я сама себе могу дать. Сложнее - сделать :)
Я никогда не работала в системе, поэтому могу оценивать выгорание только со своей колокольни. По поводу денег - у меня выгорание - это как раз о том, что уже не хочется даже денег. Потому что выход учителя в денежные варианты работы - это всегда выход из зоны комфорта.
(Вот только недавно вела разговор с одной девушкой, которая позавидовала моей предпринимательской жилке; ах, а у неё вот нет, совсем нет; ах, что же делать. Я, избавившись от комплекса спасателя, вежливо посочувствовала, но в глубине души я знаю, какой ценой мне досталась эта "жилка", интроверту-музыковеду, который боится людей и детей особенно). Я согласна, что в системе много не заработаешь, но люди там остаются, потому что их это устраивает. Страховка, стабильность, отпуск, статус, ненапряжность, да мало ли причин. Кто хотел - давно ушёл.
И вторая важная вещь для меня про выгорание. Чтобы выгореть, надо гореть. Чтобы НЕ выгореть, надо гореть ровно, как газ. И постоянно наполнять баллон.
И слова про любопытство, про личность учителя, это как раз - к процессу этого горения. Т.е. его собственно бытия как педагога. Если мы уже продолжаем ряд метафор, то выгорание = затухание. И любопытство, развитие своих проф.интересов (когда тебя зажигает именно то, что ты делаешь) , это - то, что поддерживает горение.
Как-то так :)
Вообще, спасибо вам за комментарий. Мне не с кем поговорить о работе. Появились новые мысли. А что вы преподаёте? :)
Reply
Спасибо! Постараюсь найти:) Да, сделать всегда очень сложно, и это не только про выгорание, работу и т.д. Чаще всего получается, что-то типа, "как так не можешь сделать, то просто возьми и сделай", на слове "просто" сразу спотыкаешься и не делаешь.
Я преподаю английский и французский. В школе и университете работала очень мало, меньше года и ушла в репетиторство, вот уже практически 20 лет как работаю в таком формате.
Да, как учитель-интроверт, для которого, каждый новый ученик (а иногда и старый), как в бассейн с холодной водой с вышки прыгнуть, я вас понимаю. Не хочется даже денег - это (как у меня по крайней мере было однажды) как раз когда взял столько работы, от страха не иметь этой работы, что вроде и хватает сейчас, но явно перерабатываешь и да, денег уже не надо в определенный момент, и работы не надо, и от мысли о работе начинает мутить.
У преподавателей разного формата вполне может быть разный путь к этому самому выгоранию, но деньги, вернее их недостаточность, это базовая капля, которая за собой тянет все остальное, как мне кажется (хотя, может ученые какие-нибудь другие причины найдут:).
Про газовое горение и баллон - согласна :)
О, я люблю говорить о работе учителя:) О преподавании и проблемах, которые встречаются. Еще люблю гибкость в этих всех академических вопросах. То есть, я конечно преподаватель, но, наверно, очень вольный :)
Reply
Мне вот ещё прошла в голову мысль про денежный вопрос. Обычно когда преподаватель только начинает работу (и она ему нравится), он очень увлечен и горит. Чаще всего зарабатывает мало, но деньги ему не очень важны на этом этапе. Т.н. работа за идею.
Годы идут, появляется семья, становится меньше сил, здоровья. Увлеченность падает, да и просто нет ресурсов тянуть как раньше. В идеале, работая эти годы - человек постоянно повышает оплату своего труда. И к моменту, когда увлеченность уже упала, остаётся ровное горение, которому соответствует финансовый ответ, за который человек готов гореть на этом уровне. Это в идеале.
Но в бюджетной системе такое невозможно. Преподаватели просто сгорают, а зарплаты такие же, как 10 лет назад - нищенские (как мне откровенно сказала моя однокурсница, оставшаяся работать в консерватории). И появляется ощущение даже не просто выгорания, а того, что всё было напрасно. Это всё очень печально, и это наверное везде так.
Но опять же - будет ли этот человек работать лучше и не выгорит ли, если ему дать больше денег? Это большой вопрос.
В Польше школьные и садиковские учителя - это минималка. За 20 лет можно дорасти до учителя высшего разряда, но выше этого потолка уже не прыгнуть, а это все ещё будет очень низкая зарплата - ни отпуска, ни кредита, ни ремонта. В частных, конечно, получше, но там и работа другая. Хотя последние годы учителей везде одинаково трактуют - как обслуживающий персонал.
Reply
Да, очень верно, согласна. Мне кажется, именно так все и происходит. Я иногда занимаюсь с преподавателями, которые хотят уйти в частные школы или перейти на репетиторство. И иногда мне кажется, что увеличение дохода может уже и не помочь, т.к. все сгорело. Уже есть глубоко укоренившееся убеждение, что все все равно будет напрасно. Только смена деятельности.
С учителями так много где. Например, я много видео смотрю из англоговорящих стран и там та же проблема. Огромная ответственность и требования, как в коммерческой сфере, а зп бюджетная. Но в той же Америке, финансирование школы зависти от налогов в районе, где школа находится. Чем богаче жители района - тем лучше школа, больше зарплаты у учителей. Да, неравенство и капитализм.
Я ничего не имею против того, что к образованию относятся, как к сфере услуг, если честно. Образовательные услуги - это услуги, а не божественная благодать дарованная каждому (да и она не каждому дарована). Проблема в отношении государства к этим услугам. Это и есть сфера ответственности государства - распределять доходы и поддержку таким образом, что бы выравнивать какие-то моменты, делать эту сферу доступной, достойной. Преподаватели, как в том самом меме, про отца, на которого директор на работе накричал, а он дома на семье отыгрывается, злятся на учеников и родителей (как и доктора, злящиеся на "неблагодарных" пациентов), когда основной источник невзгод - это тот самый "начальник", то есть министры с министерствами и правительство, которое к образованию относится, как чему-то побочному. Опять же, как в анекдоте, тут всю систему менять надо.
Да, образование - это услуга. Сфера услуг очень сильно убежало вперед в реальном мире. Требования - на уровне четвертого промышленного перехода, а отношение к образованию и учителям от гос-ва - как в 18-м веке. По сравнению с 18-м веком, конечно, прорыв большой - писать и читать умеют все. Все заканчивают хотя бы среднюю школу и могут работать со станками и даже компьютерами. С другой стороны, ФГОС (Федеральные государственные образовательные стандарты) - требуют развития какой-то там гармоничной и прогрессивной и бла-бла-бла личности, которая при всем при этом будет думать что надо, когда надо и отключать это самую думалку по требованию. Родители тоже хотят очень много (и имеют право), не понимая, что гос-во, как раз таки стремится обеспечивает только умением читать, писать и считать по умолчанию, остальное - это уже опции за отдельную плату.
Подытожив, так сказать, мой длинные размышления - бюджеты распределяются неэффективно, что-то фундаментально никто менять не стремится, т.к. и там крутится, учится, работает. Это я скорей про Россию говорю. Америка в этом плане очень похожа на Россию, к стати. Мне кажется, что в Польше, в принципе нет таких проблем которые есть в русских и американских школах. Но работа учителей так же недооценена (я помню очень большие демонстрации и протесты в 2007 или 2008, если не ошибаюсь).
Reply
Я тоже думаю, что преподавание - это сфера услуг. Я обратила внимание, насколько отношение к преподавателям отличается даже строго в бюджетной сфере. Ты можешь два года стоять в очереди на приём врача по гос.страховке, врач может на тебя наорать, приём продлится 5 минут и будет бесполезен ,но все равно ты считаешь, что врачи- боги и это всё ничего страшного. При этом к учителям все относятся как к грязи пол ногами, мешающей воспитывать детей. Я не знаю, каким образом учителя оказались на самом дне сферы услуг. Такое ощущение, что люди не понимают, какое сильное влияние учителя имеют на их потомство.
И я наблюдаю безумный замкнутый круг, из которого не вижу выхода. Учителя работают за маленькую зарплату, регулярно получают п*здюлей от родителей, которые считают, что с их чадом плохо обращаются, ещё добавить сюда тот факт, что в современных классах каждый второй ребёнок- с теми или иными недиагностированными спец.потребностями ("вот он у нас такой, да, но диагноз нам не нужен" - говорят родители). Учитель, пытаясь как-то выжить морально, начинает отрываться на детях (часто это такое подсознательное саботирование, пассивная агрессия, сарказм и ирония, которые делают ещё хуже чем крики). Дети страдают, родители недовольны ещё больше. Ну и так далее.
Учитель в бюджете знает, что его не уволят, потому что на его место никто не придет, или придёт кто-то ещё хуже. Учителей не хватает катастрофически. В маленьких школах может быть такое, что по полгода нет английского, химии, - нет учителя.
И как этот замкнутый круг разорвать - я не знаю. Потому что в сфере частного преподавания и школ все понятно. Если ты хороший учитель, тебе больше платят, ты можешь себе позволить выбрать хорошее место работы и иногда даже хороших детей ;)
А бюджет - это какое-то беспросветное дно. Иногда кажется, что поможет только все сравнять с землёй и делать заново.
Reply
Leave a comment