Этимология топонима Суздаль

Aug 20, 2013 21:56

Известно, какой необычный, и даже загадочный вид имеет форма имени древнерусского города Суздаля. Оно объявлялось не поддающимся этимологизации, а его необычность даже позволяла некоторым исследователям считать его происхождение финским в своей основе. Однако, позже было всё-таки предложено несколько славянских этимологий, имеющих на наш взгляд просто вопиющие недостатки. Поэтому к разбору существующих версий мы сейчас и перейдем, а в конце предложим свою, не имеющую указанных ниже недостатков.

Гипотеза Трубачева
Трубачев в своей статье "Снова о названии Суздаль" (ZMK - Praha, 1974 и Трубачев О.Н. - Труды по этимологии. Слово. История. Культура. Т. 2 - 2005, стр. 301) считает слово Суздаль образованным по типу топонима Супрасль (Су-пра-сль), и членит Суздаль как Су-зда-ль, где су- приставка, означающая "сбор" (как в "сугроб" от "сгребать"), ль - суффикс, а "зд" - это корень глагола "създати", традиционное значение которого Трубачев объявил "книжным, церковно-славянским", а его "народное в своей основе" значение "слепить из глины" реконструировал. Причем реконструировал он его не по источникам, а на основании одного из значений слова "здание", зафиксированное "в одном из азбуковников 17 века" так: "здание, еже сеть глинянъ сосудъ, или ХРАМИНА". Но если "здание" - это глиняный сосуд, из этого еще не следует, что здать - это лепить из глины. Впрочем, недостаток этимологии Трубачева отнюдь не в этом. А вот в чем.

Трубачев в своих статьях об этимологии древнерусских городов всегда дотошно изучает хронологию их упоминания, и не просто сравнивает ранние формы топонима с поздними, но даже строит на ранних упоминаниях целую этимологию! Так он делал с Москвой, так он делал с Рязанью (О. Трубачев - В поисках единства. Взгляд филолога на проблему истоков Руси. - М.: Наука, 2005. - С. 199-200). Он даже особо предостерегает читателя насчет того, сколь опасно пренебречь изучением ранних упоминаний топонимов, ведь там может быть вскрыта вся суть!

И тем не менее, Трубачев при этимологизации Суздаля напрочь забыл о своём (верном, кстати!) принципе, и совершенно ни словом даже не обмолвился о том, что Суздаль в летописях первоначально упоминается именно как Суждаль, и лишь один раз (!) в Лавр. летописи встречается Суздаль, и то отнюдь ни при первом упоминании. Сделал ли он это специально, чувствуя слабость своей этимологии при учете летописных упоминаний, или же, будучи увлеченным сделанном им "открытии" "народного значения" "слепить из глины", забыл о Суждале - мы не знаем. Но его этимология великого лингвиста при учете этого обстоятельства становится полностью неприемлемой.

Однако выход из этой щекотливой ситуации нашел В. П. Нерознак.

Гипотеза Нерознака
В своей монографии "Названия Древнерусских городов" (изд. Наука, 1983) Нерознак в целом повторяет рассуждения Трубачева, ссылаясь на его работу, однако замечает, что по его мнению форма Суждаль бытовала благодаря влиянию формы "зижду" (строю, зижду). Однако, как хорошо известно, -жд в этом слове обязано исключительно церковно-славянскому книжному влиянию, и никаким образом не могло отразиться в "народном" топониме, который в этом случае имел бы форму Сужаль, но никак не Суждаль.

И, действительно, как пишет Фасмер:
зижду зи́жду "сооружаю, воздвигаю". Заимств. из цслав., ср. ст.-слав. зиждѫ, зьдати, см. -здать. Сюда же зижди́тель из цслав., ст.-слав. зиждитель πλαστουργός (Супр.). Этимологический словарь русского языка. - М.: Прогресс М. Р. Фасмер 1964-1973
ЗДАТЬ
создать, созидать, созижду, стар. зижду, заимств. из цслав. Соврем. ф. наст. вр. создаю - под влиянием дать, даю, также русск.-цслав. создаде Адама (Тихонравов, Пам. отр. литер. 2, 442). Сюда же др.-русск. зьдати, зижу, ст.-слав. зьдати, зижд , (Супр.),

То есть древнерусская форма, как и должно быть - зижу, а ст. слав. - "зижду". Поэтому никаким образом сугубо книжная форма зижду не может повлиять на форму Суждать.

Наша гипотеза
Для того, чтобы избавиться от этой трудности, попробуем членить топоним по-другому, а именно как Суж-даль. Учтем, что "у" имела праформу в виде носового "о" (звучит как "он"), а "ж" - это палатализованное "г". В этом случае реконструируемая праформа примет вид Сонг-даль.
-dal - популярнейший формант в сканд. топонимике, означает это слово "долина", причем именно в шведском языке это слово звучит как "даль", в отличие от норвеж. "дал" и датск. "дел".
А Сонг - это по-шведски ни что иное как "песня" (sång), причем ангстрем в шведском языке произносится как /o:/, поэтому слово это звучит как сонг, с очень ясным носовым о, и оно идеально переходит сперва в Сугдаль, а потом и в Суждаль.
Слово Суздаль таким образом означает "Поющая Долина".

Суздаль действительно расположен в живописной долине реки Каменки (фото начала 20 века):


Возможно, звон реки или пение птиц повлияли на название долины, как поющая.
Наша гипотеза единственная, которая может объяснить, почему Суждаль впервые под 1024 в Лавр. летописи упомянут как слово женского рода.

Въсташа волъсви в Суждали

Следующий раз Суждаль упоминается лишь под 1096 годом уже как слово мужского рода, через 72 года.

Археология полностью подтверждает скандинавское присутствие в этом месте обильем скандинавских древностей уже во время первого упоминания города:

Суздаль же дает совершенно уникальный материал растворения скандинавов в славянской среде. В ходе работ в Суздальском кремле были раскопаны богатые усадьбы, принадлежавшие скандинавским дружинникам, предположительно [25], находившихся на службе у суздальского тысяцкого Георгия - сына варяга Шимона, служившего Ярославу Мудрому. Там была обнаружена руническая надпись на литейной формочке с именем Олав [26]

«В материалах усадеб ярко прослеживаются скандинавские черты. В первую очередь это относится к находке литейной формы с рунической надписью: "этот Олафов" и изображением бога Одина с воронами. Кроме того прослежены северные черты в деталях домостроительства и обнаружены многочисленные скандинавские предметы: наконечники стрел, рукоятка боевого ножа с головой дракона, большепетельный ключ, привеска со сплетенными птицами, фрагменты накладок с изображением хищных птиц, клад из трех золотых браслетов готландского типа и др. Датируют усадьбы находки серебряных монет-денариев 1031-1051 гг. и 1054-1076 гг. По-видимому, усадьбы принадлежали дружинникам Шимона, одного из которых звали Олаф. Погибли усадьбы во время пожара 1096 г., отмеченного летописью» [27].

.

Previous post Next post
Up