Восхождение.

Jun 12, 2014 14:58


Психологический триллер руки Ларисы Шепитько по повести Василя Быкова под тревожную музыку Альфреда Шнитке.

Действие происходит в белорусских лесах, война, зима. Партизанский отряд, голодая, посылает в ближайший хутор двух бойцов раздобыть кой-какой провизии. Один боец - деревенский, ушлый и ЗЕМНОЙ мужик по фамилии Рыбак (Владимир Гостюхин), напарник - хлипкий простуженный интеллигент Сотников (Борис Плотников).


По пути с хутора они нарываются на немцев и Сотникова ранят. Встает вопрос, что делать: до отряда Сотников может и доползёт, а может и нет; бросить нельзя и негде; и вот они видят хату и направляются туда - пересидеть, передохнуть.


В хате трое детей мал мала меньше и женщина-хозяйка. Рядом немцы. И свои, которые хуже немцев. Не успели бойцы умыться, как в хату нагрянул патруль, солдаты успевают спрятаться на чердаке. Полицаи на всякий пожарный проверяют хату и лезут на чердак. Вот уже взведён курок и вот-вот раздастся проверочная очередь, как у Рыбака не выдерживают нервы и он кричит «не стреляй!». Всё. С этого момента начался отчёт последних часов жизни Сотникова, Рыбака, женщины.

Их увозят в ближайшее село на допрос, за санями бегут дети и криками «мама, мама!» вынимают душу у чувствительного зрителя.


Допрос в стиле Порфирия Порфирьевича ведёт бывший местный директор клуба, теперь вот полицай (Анатолий Солоницын, зверь).


На допросе раненый и полуживой Сотников ведёт себя дерзко, за что получает нечеловеческие пытки. Сметливый Рыбак гнёт свою линию и пытается перехитрить следователя - даёт ложные показания, из какого они отряда, сколько там человек, координаты. Потом их обоих кидают в общий подвал, где Сотников с Рыбаком выясняют отношения и переживают совместный катарсис. Плюс к ним же попадают эта несчастная женщина (Людмила Полякова), девочка-подросток и старик, у которого днём раньше Сотников и Рыбак забрали барана. На утро всех ждёт смерть.





Сотников, достигнув через муки просветления, решает, что он может всех спасти, раскрыв себя. Но это очередное глубокое заблуждение - спасти себя можешь только ты сам, что очень хорошо понял Рыбак и на утро совершил буквально акт реинкарнации на глазах у пораженного Сотникова.





Смотреть фильмы про войну и так очень тяжело, а когда начинается сплошной психологизм и достоевщина, вообще невыносимо. То есть, сами собой поднимаются ТАКИЕ вопросы бытия, что в реальном мире может быть встают раз или два за ВСЮ ЖИЗНЬ. А тут их надо как бы решать, определяться, кто ты - Сотников или Рыбак? Рыбак или Сотников? Тварь дрожащая или право имеешь? Надо решать и выбирать и дальше с этим выбором ЖИТЬ. Вот, в чем дело.

Я бы этот фильм рекомендовала всем методистам коучинга в качестве тренинга для тимбилдинга. Пусть молодые менеджеры познают, что такое корпоративный дух на примере простого и понятного фильма про войну, а то ишь ты - выдумывай им испытания. Всё уже было до нас.

Как-то так.
Previous post Next post
Up