Почему-то сейчас считается, что старые черно-белые фильмы смотреть тоска и морок. Мне, кстати, тоже тяжело себя заставить, хоть отлично знаю, что это не так и иногда в старых фильмах встречается ТАКАЯ ЖЕСТЬ, что Валерия Гай Германика рядом просто девочка. Основная претензия к старым фильмам - ну чего там может быть ТАКОГО, чего я ещё не знаю? А я как бы в скобочках знаю много. Вот и фильм Ларисы Шепитько «Крылья» очень долго ждал, пока я его посмотрю. Посмотрела. Теперь в полнейшем изумлении. Много есть, над чем подумать.
Сюжет лучше раскрыть, ибо не навредит. Это же не детектив, не «фарго» и не «мост».
Надежде Степановне (Майя Булгакова) чуть за сорокет и она Очень Важная Шишка - директор ПТУ, депутат, передовик производства и уважаемый человек.
Внешне у неё вроде бы всё ОК: работа, дом, дочь и имеется даже поклонник тире воздыхатель (!).
Но внутри Надежды Степановны бушуют бури (вернее, веют ветра), сплошные сомнения, неуверенность в себе и - основная засада - непонятки с будущим. Т.е. Надежда Степановна просыпается утром и не знает, что ей делать вечером. Нет, она знает девиз делай, что должен и будь, что будет, но внутри неё зреет конфликт и сильное желание это «что должен» послать подальше и начать новую жизнь. Знакомое состояние, не так ли? Налицо все признаки кризиса среднего возраста (привет, Денис!). Плюс ситуация осложняется тем, что Надежда Степановна в прошлом летчик-асс, герой войны, и несмотря на все невзгоды, лишения и трудности, очень по той войне тоскующая. Потому что на войне было всё понятно: вижу цель, огонь, пли! И ещё потому что на войне у неё была любовь - настоящая, пылкая и единственная. А сейчас что - пыльный пожилой поклонник. По идее, с Надеждой Степановной должны были поработать психологи, и она бы избавилась от своих фобий на втором занятии и влилась бы в социалистическую жизнь здоровыми, бодрым и энергичным человеком. Но в 1960х психологов не было и в помине и Надежде Степановне приходилось свои проблемы решать самой. А жизнь и сценарий ей их подкидывали.
Проблема производственная: ученик (молодой Сергей Никоненко). Проблема высосана из пальца, но тем не менее повлекла за собой. Группа молодых людей и девушек стояла в очереди в буфете; одна девушка, чересчур эмоциональная и подвижная, тайно влюблённая в Сергея Никоненко, дерзко вязалась к предмету своих воздыханий, всячески привлекая внимание, за что была грубо отринута в буквальном смысле - т.е. путём толка в плечо. Девушка слегка отлетела в колонну, а тут как назло мимо шла Надежда Степановна.
Надежда Степановна строго приказала немедленно извиниться, а пылкий юноша, обидевшись, не нашёл ничего умнее, как гордо подняв голову, убежать. Все такие гордые, с ума сойти! Честь, совесть, негодяй - самые популярные слова. В пылу задора Н.С. исключает С.Никоненко из строительного училища. Тот в отместку исчезает из общежития и поля зрения. Виновница инцидента рыдает (осознала). Н.С., крепко подумав, решает дать попятную и разыскивает беглого ученика. Казалось бы, хеппи-энд не за горами, но см.ж выше - все такие гордые - и вся логическая пирамида всеобщего примирения и единения рушится в один момент из-за оного неверного слова, сказанного Н.С. - «а то будешь как твой брат уголовник». Всё. Мир рухнул. Брат уголовник! Как будто это новость. Как будто это неправда. Как будто брат отвечает за брата. Но С.Никоненко такого откровения пережить не может и в глаза Н.С. кидает убийственную правду - «я вас ненавижу», тем самым перечеркивая свое будущее ударника социалистического труда.
Проблема семейная: дочь ушла из дома и открыто живёт с человеком в два раза старше себя, к тому же собственным преподавателем. О ужас! При этом дочь с матерью общается через губу, с сожителем не знакомит, всячески намекает, что в ней не нуждается и вообще. Ведёт себя как трудный подросток. Тут Н.С. проявляет чудеса коммуникативных навыков и сама делает первый шаг, а именно неожиданно приезжает в гости.
В этом месте становится очень жалко дочь, ибо её выбор, мягко говоря, весьма одиозен. В кино шикарная сцена - на фоне нескольких незнакомцев мать пытается опознать т.н. мужа дочери. И ошибается, выбирая по своему вкусу (Евгения Евстигнеева. Я бы тоже его выбрала).
На самом деле возлюбленный дочери не говорливый, весёлый и носатый Евстигнеев, а мрачный тип с синяками в пол-лица и вытянутых трениках. Ему 37 лет (т.е. младше меня), а выглядит как будто весь полтос! Он явно пил, пьёт и будет пить, но самое страшное (для Н.С. и нас с вами) - у него совершенно тусклые и пустые глаза.
Чувак устал от жизни, его всё заебало и ничего не интересно. Включая молодую дочь в исполнении весьма привлекательной Жанны Болотовой. А какого это знать матери! А какого это осознавать дочери! То, что мать видит, что дочь нашла НЕ ТОГО, и молча терпит это дело, давая т.н. свободу выбора, т.е. одобряя. Тем более, дочь не родная, а приёмная, и это тоже не для кого не секрет.
Это была мощнейшая сцена - объяснение матери с дочерью, мощнейшая!
Какие злые глаза стали у Н.С., когда дочь попыталась мать пожалеть! Какая гордость вдруг вспыхнула! Я вот не могу этого понять - откуда, откуда в ТО ВРЕМЯ было столько нетерпеливости, гордости и спеси! Слова не скажи - всё сразу полыхало. Сейчас времена гораздо более постные, гораздо. Коллаборационизм наше всё. И не скажу, что это плохо.
Отвлеклась. Так, решив обе проблемы, Н.С. оказалась лицом к лицу со своим ЭГО, т.е. внутренним голосом. Который твердит одно - мне бы в небо. И здесь Н.С. как герой кинофильма, женщина и персонаж совершает поистине переворот в сознании массового зрителя - она идёт на поводу у внутреннего и меняет внешне. Буквально - садится за штурвал и взлетает. Всё. Она победитель. Мы все повержены. Вы так смогли бы? То-то и оно.
Попутно каждый кадр напичкан символами, знаками и намёками. Вы только вдумайтесь - Н.С. любитель ходить по пивным! В 1966 году, герой соцтруда и директор училища! И это не гламурная «пивнушка пирушка», а самая настоящая распивочная, где дым коромыслом и мужики пьют в стояка за круглыми липкими столиками. Точь-в-точь как в «Берегись автомобиля». И представьте там женщину, с пивом, которая зашла - внимание! - с целью перекусить.
Я так поняла, что эти сцены в пивной настолько поразили Ренату Литвинову, что она нечто подобное перенесла в свою «Богиню» (вспомнили? я права?), таким образом передавая привет прошлому, отличному. А барменша (Римма Маркова)? Она тоже, так сказать, «доставляет» - одно только признание «живу с мужем, но не со своим» чего стоит. Плюс тур вальса с Н.С.
Закругляясь и подводя итог, скажу, что фильм Ларисы Шепитько «Крылья» один из сильнейших по силе воздействия на тонкие струны человеческой души и один из опровергающих неверную установку о том, что кино в СССР было стерильное, производственное, скучное и идеологизированное - нет, кино было РАЗНОЕ.