Всё очень неоднозначно. Не понравилось. Понравилось. Зачем она это (это) снимает, тем более - так (так)? Это что-то, связанное с Фрейдом. Глубинное. Тема смерти вообще всегда присутствует в творчестве Ренаты Литвиновой (фраза - фууу, переписывать не буду). Как и нет покоя от больниц, врачей, болезней. Первое её появление - «Увлечения», медсестра, тоже Маргарита Готье, «у него были прожиренные пряди», нечеловеческая красота лица. Потом Офелия («Офа, милая Офа» - картавил Охлобыстин, тогда на него ещё можно было смотреть) в «Трёх историях» Муратовой, и опять белый халат, больница, смерть. «Нет смерти для меня» - документальный фильм десятилетней давности, на сегодня - уже беседа с мертвецам. «Богиня. Как я полюбила» - всё шло к тому и шикарный загробный финал, «столько, сколько здесь, я никогда не целовалась» (и лозунг моей персональной жэжэшечки - за потерянный солнцем рай). Вот откуда у молодой, красивой женщины такие смертельные мысли? И ведь дочь у неё совсем ещё небольшая, лет 12. Жить и жить. Но нет - смерть, переход из живого в неживое и никогда обратное. Надеюсь, последняя сказка Риты стала всё же последней вещью у Ренаты на эту тему, очень надеюсь, что теперь её попустит.
О кино: молодая (ну как «молодая» - 1977 г.р.) женщина умирает. И всё вокруг того - она скоро умрёт, скоро умрёт, умрёт, умерла. По идее вроде как героиня Смерть пытается убедить, что умирать не страшно, но он её доводов ещё страшнее. Очень красивая картинка, причём как вещь в себе, не применительно к сюжету (напр., в «куклах» Китано тоже очень красиво, но - по делу, тут - просто). Красивые женские лица, грамотный макияж, укладка, тени, полутени, шляпка, сигарета, перо. Никто не улыбается и не гримасничает, мимики вообще нет, все как обколоты ботоксом (почему как?), но красивые, очень, даже ужасно. Худые. Одеты в шелка и меха. Очень женственные. И все курят, курят, курят. И пьют. Сама Рената уже не в первый раз изображает из себя такую как бы простую девушку, со словарным запасом, ограниченным для восприятия малообразованными людьми, такая как бы потомственная пролетарка с городских окраин, как была у Муратовой в «Два в одном», водительница трамвая. Это в одной ипостаси. Другая крайность - Богиня. Здесь Литвинова позами, мехами и короной очень смахивает на Людмилу Гурченко времён «пёстрых сумерек» и это страшно. И ужасно. Хотя, если с юмором и самоиронией - то могло бы быть круто. Это почти то же, что слушаешь песни Петрушевской в исполнении Петрушевской («старушка не спеша достала ПэПэШа»), всё это было бы смешно, когда бы не было так грустно.
Это то, что на поверхности. На второй план выходит увы женская несостоятельность в этом мире. В фильме почти совсем нет мужчин. Один - Коля - возлюбленный Риты, но он такой мягкий и нежный, что не мужик вовсе и это тщательно подчёркивается. Пара прохожих мужчин, с которыми Рената Литвинова в образе медсестры Неубивайко ходила делать секс за кадром тоже не в счет. Вот в «богине» были мужики, и какие! - ух!. А здесь бабье царство. Уныло. Я не знаю, как интересно это будет смотреть со стороны мужских глаз. Немножечко как на изнанку не первой свежести белья. И кино снимали тоже женщины, почти что в полном составе - автор, режиссер, продюсер, актриса - Литвинова, музыка - Земфира, оператор - женщина, художник - женщина плюс Литвинова, костюмы, грим - всё женская рука. Амазонки.
Ну и про музыку - да. Это пожалуй лучшее, что было в фильме. Но в «Богине» саундтрек круче что ни говори. И у Балабанова в «Кочегаре» тоже круче.
Не знаю, что ещё сказать. Лучше всего кино смотреть. Молча.
ps: как страшно стариться