Второй день похода начался с раннего подъёма. Я услышал, как Ира зашебуршала в соседней палатке, собираясь встречать рассвет со скал. Вылезти и подхватить фотоаппарат было делом нескольких минут. И мы устроили утренний тыгыдык на весь лес по плитчатым россыпям на скалах, перебудив тех, кто ещё спал :). Включая пришедшую довольно поздно группу неподалёку от нашего стойбища. Успели. Солнце ещё таилось за горизонтом, в долинах лежали сгустки сумерек, а в Алуште работали уличные фонари.
1. Алуштинская долина в предрассветных сумерках
2. В городе ещё горят фонари
3. Далёкий Меганом в дымке
Из моря показался оранжево-вишнёвый краешек. Он рос на глазах, превращаясь в полосатый термоядерный леденец на коротенькой ножке. Вскоре она разорвалась, и солнце поползло по небу.
4. Выползает
5. Полосатый леденец
6. Пошла греть кочегарка
7. Hier kommt die Sonne
Как тут было не устроить фотосессию по-всякому, тем более что нас догнали Андрей и две Насти.
8. Когда охотник смотрит не туда :)
9. Шиповник в рассветных лучах
10. Чатыр-Даг в розовых тонах
11. Андрей и Настя
12. Анастасия Первая
13. Фотографиня Ирина
14. Восходить туда!
15. Изида без покрывала
После сборов и завтрака начался, пожалуй, самый физически тяжёлый день похода - подъём по Яман-Дере и Узень-Башу на хребет Конёк. Плановый переход составлял всего 9..10 км, но зато какие это километры! Норов показала даже первая половина пути, когда мы свернули в ущелье Яман-Дере. Одно только название говорит само за себя - "Плохое (Злое) ущелье (овраг)". Здесь расположен каскад водопадов, названный по имени учёного-гидрогеолога Николая Головкинского, который исследовал и описал их в 1893 году.
16. Покидаем Ай-Йори
17. Эклизи-Бурун в разрыве крон
К самому первому водопаду, известному как Труба из-за оригинальной формы отвесного водотока, мы сваливаемся напрямик по крутому склону, усыпанному толстым слоем палой листы. Рядом красивый родник, бьющий из россыпи мелких окатышей, покрытых разнообразной водной зеленью. Бродим вокруг, фотографируемся.
18. Безымянный источник в ущелье Яман-Дере
19. "Борода" на слиянии ручейка от родника и основного потока
20. Карликовый влажный лес
21. И его водопад
22. "Труба", вид сверху...
23. ...и снизу
24. Боковая струйка
25. Ира
Дальше пробуем пройти прямиком по руслу, но упираемся в сплошной наклонный пласт камня. Надо лезть обратно на тропу, а склон здесь ещё круче и к тому же под листьями явно мокро. Скользим, упираемся, однако успешно преодолеваем самый сложный участок.
26. Русло ручья Узень-Баш
27. Буковый лес
28. Выход ещё одного родничка
29. Идём вдоль течения
30.
31. Загадочный гриб
32. Я
И тут первый сюрприз. Таня пошла вбок и попала на самую скользкоту. Не помогли даже палки, она и лёжа продолжала медленно сползать под весом рюкзака. На помощь пришли Андрей с Настей, шедшие последними. Упёрли ей под пятки свои палки, потом подоспел Сергей и поставил ребёнка на планету :). Больше было испуга.
33. Тот самый момент
34. Шмяк!
35. Теперь можно и посмеяться
Поднявшись на тропу, отдыхаем и идём к следующему водопаду. Сюда уже есть более-менее доступный спуск. Ещё одна фотосессия. Развлекаемся, освежаем задние лапы в бодрящей водице.
36. Привал
37. Освежаемся
38.
39. Андрей и Настя
40. Стася и Настя йожатся
До собственно каскада, череды небольших сбросов и водопадиков, осталось совсем недолго. Ущелье становится всё теснее, в русле видны перекошенные пласты вскрытых течением таврических сланцев - "подложки" Главной гряды. Возле каскада, на удобной площадке с коробочками физалиса, устраиваем перекус. Консервные банки плющим и забираем с собой - вечером они будут преданы огненному очищению и захоронены в тайном месте :D. Никакого мусора, в общем.
41. Обнажение сланцев
42. Собственно каскад Головкинского
43. Проходим к месту обеда
44. На полянке у каскада
45. Физалис
46. Верхний водопад каскада
47.
48.
Дальше тропа становится слабо нахоженной, местами заметно размытой, и в конце концов упирается в водопад, увенчанный тисами. Тупик. В полноводный год можно видеть второй поток, текущий по руслу ручья Ахта-Шлар из соседнего оврага. Сейчас его не видно. И отсюда только напрямик вверх по склону. Нас невозможно сбить с пути, нам пофигу, куда идти :)!
49. По размытой тропе
50. Где-то внизу течёт ручей
51. У водопада с тисами
52.
53.
54.
Зигзагами, примерно придерживаясь оси отрога, методом ослика набираем высоту. Вокруг бурелом, под ногами сыпуха, следы жизнедеятельности оленей и косуль, их косогорные стёжки. Мы упорно лезем вверх. Вот где как нельзя кстати пошли в дело Ирины погрызушки. Получил бафф на бодрость, попил воды и прёшь дальше. А горы всё выше, а горы всё круче... На некоторых участках даже просто стоять неудобно.
55. Подъём из русла
56. Сергей отдыхает
57. Привал
58. Сыпуха. Смесь мелких кусочков известняка, обломков сухих веток, листьев и чего попало.
Впереди из-за деревьев вырастает скальный пояс. Возле него группа падает на отдых, а мы с Сергеем расходимся вдоль утёса в разные стороны. Под самой стеной идёт хорошо набитая копытная тропа. Проход нахожу я, как раз возвращается Сергей - у него тупик, глухой овраг. Проверяем. Ура, просвет и лесистый склон. Возвращаемся, радуем народ.
59. Глухая скальная стена
60. Лес под скалами
61. На оленьей тропе
Ещё пара сотен метров и мы выходим на гребень отрога, примыкающего непосредственно к Коньку. Здесь ровная площадка-мыс. Радуемся промежуточному успеху, вновь заправляемся погрызушками :).
62. Крутизна склона
63. Ира лежит из последних сил
64. Стася радуется освобождению от рюкзака. Ненадолго :)
65. Сосна на мысу
66. Скалы Куш-Кая над ущельем Яман-Дере
67. Андрей и Настя
68. Я
69. Ира
70. Троенастие
Отсюда до хребта ногой подать. Чувствуется характерный верховой ветер. Вперёд вырывается Стася, светя всем розовыми косичками. И вот он, заваленный буреломом Конёк! Узкий, местами в десяток метров, отвесно обрубленный в ущелье. Недаром другое его название - Хараджа-Учхан, или "Косуля упала". Есть немного времени поваляться на травке и брёвнах, похихикать над преодолёнными трудностями. Уже можно.
71. Ветер сдувает с Конька деревья
72. Яркий лишайник на грабе
73. Последние десятки метров
74. Свет в конце тоннеля
75. Выход
76. Заваленный буреломом Конёк
77. Подсвеченная сосна
78. Сергей и Локи отдыхают
79. И Ира отдыхает
80. О, уже отдохнула!
81. Юля, Настя и Стася
82. Олешек
83. Общее фото
Остаётся последний бросок, к Гаврельской поляне. Теперь надо пройти немного вверх по Коньку, через Царские поляны, и свернуть на очередной косогор, чтобы траверсировать его. На Царских нас встречает белоголовый сип. Смотрит, нехотя разбегается, как бомбардировщик, и взлетает. Где-то тут надо поворачивать. Смотрим на карту, находим нужную горизонталь и идём по красивейшему сосновому лесу. Солнце уже садится за вершины хребта Синаб-Даг - Чёрную, и Большую и Малую Чучели. По правую руку - глубокое лесистое ущелье, т.н. Центральная котловина. Исток реки Альма.
84. Когда не оставалось сил идти - они ползли
85. Царские поляны
86. Скалы совсем близко
87. Солнце заходит за Синаб-Даг
88. Сосны на склоне
Выходим на скальную осыпь. Родник Гаврель-Чокрак и, соответственно, поляна, поблизости. Ориентируемся, и решаем, что надо немного подняться по краю скальника, пересечь балку и ну вот где-то тут. Так и получается. Едва мы обошли участок тёмного, сумеречного леса, запахло сероводородом, а впереди замаячил просвет. Ниже родника на несколько десятков метров растекалась мелкая грязная лужа, вся истоптанная и основательно унавоженная местными жителями. Они, эти самые жители, уже бодро орали на разные голоса, возвещая о желании размножаться.
Место для лагеря нашли под сенью густых буков на краю поляны. Расставлялись уже практически в темноте. Не обошлось без приключений и под занавес. Пошли мы с Анастасией Первой и Андреем к роднику, чтобы набрать воды на завтрак и следующий день. Источник бежит слабо, надо ждать, пока наберётся прислоненная к нему пятилитровка, потом разлить из неё по ёмкостям и поставить снова. Когда набралась первая партия, Настя вызвалась отнести её и вернуться. Ждём - нету. Ждём - нету. Наконец, когда уже практически всё было набрано появился Сергей и Настю привёл. Заплутала :). Вдобавок в свете налобного фонарика ей померещились другие (видимо, наши с Андреем), и она пошла на свет. Хорошо, что разглядела огонь и вернулась в лагерь. Цельнотянуто:
"Песня (спеть не смогу): "Эти глаза напротив жёлтого цвета" светили мне дальним светом, сбивали с пути. Шутили, играли, вертели! Но не поддалась я им, пошла на огонь костра, что грел издали. О, слава богам, это не был мираж..."
В общем, поиграл с ней горный леший. Олени орали всю ночь, и уже под утро какой-то один, которому, очевидно, не нашлось подруги, взрёвывал на всю округу жалобным гроулом "АУУУУУ!" "АУУУУ!".
В публикации, кроме моих снимков, использованы фотографии, сделанные Ириной. С её разрешения.