В этом году я приезжал всего на две недели августа - получить дозу гор, дабы дожить до следующего, длинного летнего отпуска. Но зато ударно провёл время, несмотря на то, что один из задуманных походов не удался. 14-го съездил в Симферополь, забрал в МЧС заранее согласованные маршрутные листы, успел заглянуть в Алушту к тётушке, уговорить дядю прогуляться по горам; проcкочить в Малоречку за алюминиевым ковриком и вернуться в Перевальное. 15-го с д. Юрой совершили вылазку, вечером я созвонился с тоже недавно приехавшей Алёной
saga_zp и...
...и 16-го мы отправились в землю, ранее неведомую - по Еврейской тропе на плато Ай-Петри. Маршрут был изучен заранее, готовились мы к совместным похождениям едва ли не с зимы, постоянно переписываясь. И вообще
три года не виделись. Первоначально предполагалось подняться по Иографу, пройти по плато до зубцов, переночевать заснять рассвет и спуститься по Таракташу. Из-за пожара в Уч-Коше мы решили перенести нитку западнее - и чтобы под ногами не путаться, если что, и чтобы не встретиться с неадекватом-лесником. Таких, к сожалению, хватает. В пользу Еврейки сыграло то, что на ней есть как минимум один надёжный родник, Симеиз-Текне, а на Иографе всю воду до вечера пришлось бы тащить на себе.
В интернете хватает различных описаний подъёма по Еврейской тропе. Мы выбрали самое, на наш взгляд, толковое, и последовали ему. Изначально путь был проложен по заказу князя Юсупова, чтобы добираться от дворца Дюльбер до имения в нынешнем Соколином. Занимался устройством дороги человек по фамилии Жидов. Отсюда и пошло народное название. Хотя очевидно, что караванный путь существовал здесь давно - практически все проходимые перевалы Главной гряды были освоены ещё по времена тавров.
Встретившись на автовокзале Ялты и подъехав до остановки "Питомник", мы вернулись немного назад, в сторону АЗС, и возле чьего-то гаража увидели тропку, уходящую вверх по крутому склону. В гараже нашёлся дедушка, который подтвердил, что нам туда и надо. Короткий бросок по косогору привёл нас на старое Севастопольское шоссе. Теперь проходим "вперёд" и сворачиваем направо-вверх, вдоль виноградника, в обход небольшой автобазы. Грунтовок и тропок здесь достаточно, мимо генеральной линии всё равно не промахнёшься, она проходит поперёк склона. Дорога, сразу заметно, прокладывалась основательно. Видна каменная подложка, а дальше, кое-где на склонах, устроены настоящие крепиды, пережившие одно крупное землетрясение 1927 года и множество мелких. Встав на неё, достали фотоаппараты - позднее зажигание, да.
Вскоре вышли к небольшому чистому озеру, пополняемому родником и, как сказали местные, ключами на дне. Водоток, скорее всего, является одним из нижних дериватов источника Шаан-Кая, лежащего выше, у одноименной скалы. Её ещё не видно, зато открывается вид на кант Ай-Петринской яйлы. Делаем привал, пьём кофе с бутерами, немного гуляем у озера, напиваемся из родника. Люди есть - физкультурник почтенного возраста и отличной формы, и компания молодёжи. Вода прохладная, приятная, народ купается. Немного погодя пришёл дядя с собакой и неосмотрительно спустил её с поводка. Молодой лайк надолго увязался за нами :). По пути нас нагнала конная группа, сказали, хозяин обыскался пса, но увы, на уговоры сóбак не реагировал.
Продолжаем восхождение. Вскоре после озера дорога выходит на горельник, след пожара 2007 года, когда заблудившийся придурок решил развести костёр и дать знак спасателям. Дал. Сгорело несколько десятков гектаров леса. Сейчас пожарище зарастает молодыми соснами, но повсюду немыми свидетелями стоят высохшие мёртвые стволы. На уцелевших видно чёрные прожилки под новой корой. С этого склона хорошо заметна скала-отторженец Шаан-Кая, она популярна среди скалолазов и просто экстремалов. От озера к ней ведут тропы, переиначенные в Шанхайские. Вообще, скал/гор с таким названием в Крыму несколько - тюркское шаан/ишан/нишан применительно к местности означает явно выделяющийся, хорошо заметный объект.
Местами в лесу вдоль дороги попадаются развалы камней подозрительного вида. То ли следы древнего исара, то ли просто так получилось. Постепенно Шаан-Кая уходит вниз, несмотря на свои сотни метров. А мы, огибая горельник, приближаемся к лесу, который покинем только у самого перевала Ат-Баш.
Вот и первый родник, Симеиз-Текне. Его зачастую так и называют - Первая Вода. Он всесезонный. Устраиваем привал, отдыхаем, умываемся, подъедаем взятый с утра перекус. Дальше родника стоит памятная табличка. Её история с продолжением -
здесь. Отсюда остаётся совсем немного до перевала. Вокруг причудливые развалы камней и оплетающие их деревья. Мы же, посидев, двигаемся дальше и вскоре доходим до источника Эски-Богаз, или Вторая Вода. Алёна задумчиво смотрит в лес - устала :). Лайк плюхается в лужу, ему жарко в шубе. И получает характеристику "грязное животное" :D. Ещё меньше километра, и показывается подножие скалы Ат-Баш, Конская Голова.
Вот она, почти финишная прямая! Я включил подходящего к обстановке "Господина горных дорог", Алёна повеселела, и мы бодро дошагали до перевала Ат-Баш (Эски-Богаз, Симеиз-Богаз - названий несколько, споры по перевалам Ай-Петринской стены дело обычное). Здесь есть такие диковины, как желваки сланца посреди известняка. Вот и сам перевал, закрытый от проезда кого не надо. Сразу за ним, возле удобных для отдыха скалок, сбросили рюкзаки и пошли любоваться пейзажами :). С пригорка открывался роскошный вид на котловину Беш-Текне и леса западнее неё. Название произошло от пяти родников, находящихся здесь, и это одно из немногих мест всей Главной гряды, где можно пополнить запас воды, не теряя высоты и времени. Есть даже пара небольших прудов. Купаться в них, конечно, сильно на любителя, и то в полную воду, но пейзаж они оживляют. Внезапно, удалось спровадить лайка - с канта спустилась группа налегке, и пёс согласился пойти с ними.
До намеченного места ночлега оставалось всего ничего. Всё-таки подъём по Еврейке, со скромной линейной протяжённостью до стоянки в 10 километров (с непонятного перепугу в гуляющих по сети описаниях указано 4 от старта до перевала!), дело несколько утомительное. Недаром на прохождение, по тем же описаниям, отводится 4-5 часов. Мы примерно столько ходового времени и потратили, насобирав лишнего на остановках для доориентировки и фотографирования. Налегке, разумеется, да по уже разведанному однажды пути, уйдёт меньше. Так или иначе, выйдя от остановки в 9, в 16.20 мы с удовольствием приземлились на приятной полянке неподалёку от главного родника котловины. Добрые люди устроили под двумя дикими яблонями широкую скамейку, а рядом, через тропинку, нашлось удобное место для палатки. Получились кухня и спальня. А всё остальное - зал! Кострищем пользоваться не стали, на горелке намного быстрее и удобнее. Устроились не спеша, и пошли гулять по округе, пока вечерний "режимный час", золотое время для съёмки - ужин подождёт :). За меньшим прудом стояла загадочная зашторенная палатка. Скорее всего, кто-то забазировался и ушёл по своим делам.
А посмотреть есть на что. Снимки только отдалённо могут передать окружающую красоту. И повсюду следы хозяйственной деятельности кабанов :D.
Нагулявшись в наступающей прохладе, мы вернулись на стоянку, поужинали, и решили поэкспериментировать. Я всерьёз рассчитывал на то, что удастся наконец заснять звёзды. А пока заходила луна, сняли в качестве разминки палатку с фонариком внутри. Немного позже небо потемнело окончательно, засветка от берега надёжно скрывалась гребнем хребта. И... вот вам Кассиопея, Медведицы и Млечный Путь. Всё снято без извратов со стекингом, трекингом и прочими ухищрениями, причём на откровенно слабый для таких дел объектив 24-85/3.5-5.6.
Было бы больше, но на одной ножке дешёвого штатива отломилась защёлка, не вынеся многолетних тягот и лишений. Так закончился первый день.