Nov 03, 2014 20:46
Торсхавн (фар. Tórshavn [toušhaun], дат. Thorshavn, исл. Þórshöfn, швед. Torshamn) - столица и крупнейший населённый пункт Фарерских островов - автономного региона Королевства Дании, находится на юго-восточном побережье острова Стреймой, центр коммуны Торсхавн. Население города - 12 410 человек.
Казалось бы, город и город, какие-то Фарерские острова...Но, при переводе название столицы означает, ни много ни мало, Гавань Тора!
Интересно, также, упоминание древнего Новгорода в "Саге о фарерцах" (в тексте «Саги о фарерцах» три раза фиксируется применение топонима Хольмгард (др.сканд. Hólmgarðr). Сами упоминания Новгорода мало связаны с содержательной частью саги, однако более важным является факт применения в тексте термина «Хольмгардсфари». Это определение является обобщающим для сообщества скандинавских купцов, занимавшихся торговлей с северорусскими землями, и встречается в рукописях достаточно редко. При этом само существование данного термина, а также его применение в столь специализированном источнике как сага об истории Фарерских островов, позволяет делать выводы о важности для скандинавов торговли с Новгородом).
Основная часть сюжета саги, которую составляет противоборство двух фарерцев - Сигмунда сына Брестира (др.сканд. Sigmundur Brestisson) и Транда с Гаты (др.сканд. Þrándur í Götu). Начав свою карьеру обычным воином, к концу саги Сигмунд становится наместником норвежских конунгов на Фарерских островах. В этом качестве Сигмунд по поручению Олафа Трюггвасона осуществляет крещение островов. Транд является его противоположностью - хитроумным и зажиточным купцом и бондом
(слово бонд происходит от древнескандинавского слова búandi от bóndi, что значит «живой». От этого понятия произошло современное норвежское слово bonde - фермер. Также это слово имеет значение "мужчина". Бонд - свободный человек в скандинавских странах в раннее Средневековье, владевший своим хозяйством и не имевший отношения к знати. Сословие бондов включало в себя широкий спектр людей от нищих крестьян до состоятельных и влиятельных землевладельцев. «Благородные бонды», Хольдары (др.сканд. hauldr, др.англ. holdas) или одальсбонды (др.сканд. odalsbondi. Интересно, что это слово образовано с участием руны Одал (основное значение этой руны - наследство, как духовное, так и материальное. Руна символизирует род, семью, Родину, дом, имущество и традиции. Руна Одал изображена на эмблеме 7-й добровольческой горной дивизии СС «Принц Ойген», 23-й добровольческой танково-гренадерской дивизии СС «Недерланд» и на флаге хорватских фольксдойче. Стилизованное изображение руны одал использовалось на эмблеме Аненербе), стояли чуть выше бондов в социальной системе скандинавских стран. Скальды IX в. употребляют выражения «храбрые викинги» (др.сканд. hraustra vikinga) и «хольды» (др.сканд. hólða) как синонимы, для обозначения полноправных, заслуженных участников походов. Основное отличие хольдаров от простых бондов заключалось в их наследственном праве на землю. Право хольдара не могло быть узурпировано ни ярлом (Ярл (др.сканд. Jarl) - высший титул в иерархии в средневековой Скандинавии, а также само сословие знати. Первоначально означал племенного вождя, позже стал означать титул верховного правителя страны. После появления национальных государств, ярлы стали доверенными лицами конунга (Ко́нунг (др.-сканд. konungr) - древнескандинавский термин для обозначения верховного правителя. Есть мнение, что обозначение русского верховного правителя, "князя", являлось родственным слову "конунг" и имеет прямое заимствование. В эпоху средневековья этот термин соответствует понятию король) и осуществляли его власть на местах) ни даже короной))). И если конунги стали королями, то ярлы превратились в герцогов и графов. По сути, конунги "забрали" власть у ярлов, но последние превратились в их доверенных лиц и наместников.
убежденным язычником. В качестве антагониста Сигмунда Транд противодействует принесению на Фареры христианства, как религии, принудительно насаждаемой иноземными правителями и сопряжённой с выплатами дани норвежцам. История их борьбы начинается когда у девятилетнего Сигмунда враги, руководствуясь советами Транда, убивают отца и дядю. В результате имущество Брестира, а также его сын и племянник достаются хитрому бонду. Поскольку враг Брестира - Хавгрим также гибнет в сражении с ним, а они оба были правителями восточной и западной половин островов, то после их смерти Транд получает власть над всеми Фарерами. Надеясь избавиться от Сигмунда Транд платит зашедшему на Фареры купцу за то, чтобы тот увёз с островов мальчика с братом, но тот, доплыв до Норвегии, отпускает юношей. Сигмунд вырастает в могучего воина, и, пойдя под руку ярлу Хакону, совершает ряд походов в Балтийское море, Швецию и к Оркнейским островам. Став известным, Сигмунд решает вернуться на острова, где возвращает свое имущество и по приговору Хакона мирится с Трандом за назначенную тому виру.
После смерти Хакона Сигмунда вызывает король Олаф Трюггвасон, который убеждает фарерца креститься, а затем поручает ему крещение Фарерских островов и делает его на них своим наместником. На тинге (древнескандинавское и германское правительственное собрание, состоящее из свободных мужчин страны или области. Тинги, как правило, имели не только законодательные полномочия, но и право избирать вождей или королей) Транду удаётся отговорить фарерцев от принятия христианства, однако несколько позже Сигмунд под угрозой оружия (как и во многих средневековых странах) крестит Транда и его домочадцев, а затем и всё население островов.
Вражда Сигмунда и Транда длится еще несколько лет и успех всегда сопутствует сыну Брестира. Однако однажды собрав отряд в шестьдесят человек Транд осаждает Сигмунда, тот вынужден спасаться бегством, и, будучи окружённым, бросается в море. Ему удаётся доплыть до ближайшего острова, но там его убивают местные бонды из желания получить золотое запястье Сигмунда, подаренное тому Хаконом. После смерти Сигмунда Транд и его воспитанник Лейв сын Эцура правят островами. Транд желает помириться с семьёй Сигмунда и сватает Лейва к Торе дочери Сигмунда. В ответ Транд и Лейв получают условие примирения - им необходимо найти убийц Сигмунда. Транду с помощью колдовства это удаётся.
Заключительная часть саги посвящена безуспешным попыткам Олафа Трюггвасона получить дань с Фарер, а также истории противостояния Лейва сына Эцура с родственниками Транда. Борьба эта заканчивается победой Лейва и гибелью его соперников. Транд, узнав об этом, умирает от горя. Лейв получает острова в лен от конунга Магнуса и правит ими единолично. Сага сообщает, что более не знает ничего выдающегося о потомках Сигмунда сына Брестира.
К чему это я написал? А к тому, что, начав с банального перевода столицы Фарерских островов, я не только прочитал сагу впервые, но и обнаружил для себя некоторые интересные значения (ну и еще раз дал основные значения известных многим слов). Вывод же прост: больше читайте и не ленитесь узнавать новое.
скандинавия