И небольшое приложение к
статье. Рассмотрев основную суть проблемы, скажу немного о текущей ситуации с пригородным железнодорожным сообщением в регионах, железнодорожные сети которых подчиняются Октябрьской железной дороге (по сути это почти что весь Северо-запад России, кроме Тверской области, которую я отношу к Центральной России). Ситуацией в других регионах я особо не интересовался, но не думаю, что она коренным образом отличается.
Ленинградская область:
Большая часть дорог электрифицирована, что поддерживает более-менее стабильное курсирование электропоездов. К примеру, между Санкт-Петербургом и Выборгом ежедневно оборачивается около 10 пар поездов, из которых три - скоростные. Но и в Ленобласти не без затруднений, которые касаются в основном отдалённых районов, расположенных на востоке области. К примеру, от Петербурга до Лодейного Поля в день ходит только одна электричка, приезжающая туда поздно вечером. В Тихвин так и вовсе лишь два раза в неделю. Правда, возможности расширяются, если стартовать не от Питера, а от Волховстроя. Есть неэлектрифицированные участки, на которых используются тепловозы с вагонами - например, Зеленогорск - Приморск - Выборг или Выборг - Светогорск/Хийтола. А по маршруту Санкт-Петербург - Ивангород раз в день вечером ходит дизель-поезд ДТ1 (дорога на этом направлении готовится к электрификации). Совсем медвежьи углы, впрочем, в Ленинградской области тоже есть. Например, на электрифицированной ветке Чудово - Кириши - Волховстрой курсирует одна пара электричек три раза в неделю; ну а совсем медвежий угол - это глухая ветка Будогощь - Тихвин, по которой единственный поезд ходит раз в неделю (по субботам). Успеть бы мне по ней покататься... Навскидку могу ещё назвать одно направление, умершее окончательно, - тупиковая ветка Выборг - Вещёво - Житково.
Псковская область:
В этом регионе электрифицированные железные дороги отсутствуют как класс. Самое деятельное направление - Псков - Луга (в Луге можно пересесть на электричку до Питера): целых три дизель-поезда в день ежедневно. В остальном пригородное сообщение непосредственно возле Пскова выглядит следующим образом. Псков - Печоры: 2 пары поездов в сутки 4 раза в неделю; Псков - Пыталово: одна пара ежедневно; Псков - Дно: две пары ежедневно. В остальном по области - Дно - Новосокольники и Великие Луки - Себеж: две пары ежедневно и по будням соответственно; Великие Луки/Новосокольники - Алёща и Великие Луки - Невель: одна пара ежедевно.
Тверская область:
Здесь дела ещё относительно неплохи. На Петербурго-Московской ЖД ежедневное пригородное сообщение сохраняется. То же самое касается и Бологое-Полоцкой дороги, где ежедневно раз в день ходит пригородный поезд Бологое - Великие Луки, а также, два раза в неделю - Бологое - Осташков. Селижаровская ветка (Соблаго - Торжок) в данный момент на реконструкции до весны этого года, поэтому пригородное сообщение сейчас действует лишь между станциями Соблаго и Кувшиново (трижды в неделю). На Московско-Рижской ЖД (в обе стороны от Ржева) и на ветке Ржев - Торжок - Лихославль - ежедневное пригородное сообщение. Ежедневное оно и на участках Бологое - Сонково и Сонково/Углич - Калязин - Савёлово. По маршрутам Сонково - Пестово и Сонково - Весьегонск пригородные поезда ходят раз в сутки через день.
Новгородская область:
Пригородное сообщение развалено настолько, что дальше уже просто некуда. Думается, на участках Новгород - Луга и Угловка - Боровичи при существующей тенденции оно уже вряд ли появится вновь. В течение января этого года, а точнее в ближайшую неделю, будут отменены все пригородные поезда сообщением Оредеж - Дно, Дно - Старая Русса, Старая Русса - Бологое (сокращается до станции Едрово), Окуловка - Неболчи (и соответствующая ветка прекращает возить пассажиров), Хвойная - Подборовье (конец семафорной ветке Подборовье - Кабожа) и Хвойная - Пестово. Периодичность курсирования пригородного поезда Будогощь - Хвойная сокращается с ежедневной до двух раз в неделю.
Кроме того, под нож идёт и пригородное сообщение на магистральной дороге Санкт-Петербург - Москва. Значительно сокращаются электрички Санкт-Петербург - Малая Вишера и Малая Вишера - Окуловка, а также полностью ликвидируется пригородное сообщение на участке Окуловка - Бологое. Так что прощай, волна электричек от Питера до Москвы.
Карелия:
Единственная электрифицированная дорога - Мурманская магистраль, проходящая через Петрозаводск, Медвежьегорск, Беломорск, Кемь. Но и там с пригородным железнодорожным сообщением весьма худо. На юг от Петрозаводска раз в день курсирует одна пара электропоездов до станции Свирь (станция стыкования с постоянным током, находится в Ленинградской области), на север - одна пара до станции Медвежья Гора (город Медвежьегорск). Между Медгорой и Беломорском пригородное сообщение отсутствует. На севере Карелии имеются пригородные поезда Маленьга - Кемь (ежедневно одна пара, трижды в неделю - ещё одна) и Кемь - Лоухи (одна пара трижды в неделю).
На других направлениях ситуация ещё хуже. Пригородный поезд Лодейное Поле - Питкяранта ходит раз в день четырежды в неделю, и есть перспектива его отмены. Как раз таки это направление почти целиком продублировано автобусами, но этот пригородный по факту является прицепным беспересадочным вагоном от Питера. И кто говорит, что он не нужен, ибо есть автобусы, пусть попробует прокатиться на автобусе от Питера до Питкяранты, желательно на том, который идёт через Сортавалу... Точно такая же ситуация с подобными прицепными вагонами Петрозаводск - Лендеры и Петрозаводск - Юшкозеро (которые в конце пути становятся де-юре пригородными поездами), но там уже нету альтернативы в виде автобусов. Кстати, вагон на Питкяранту раньше ходил ещё дальше, - до станции Янисъярви.
Есть в Карелии ещё один пригородный поезд - Кузнечное - Сортавала (начальная станция находится в Ленинградской области). Ходит он два раза в день четыре раза в неделю (вт, чт, сб и вс), а когда-то ходил ежедневно. Сейчас и вовсе хотят пустить его лишь по выходным. Этот поезд является единственным средством сообщения нескольких посёлков Лахденпохского района (например, Алхо и Элисенваара) с районным центром и остальным миром. По средам и пятницам ходит пассажирский поезд Санкт-Петербург - Костомукша, но он для этих целей не сгодится, потому что проходит там ночью. На участках Сортавала - Суоярви и Суоярви - Костомукша пригородного сообщения нет и, как я понимаю, никогда не было. Кстати, Карелия - это регион, где разваливается и дальнее сообщение. Поезд Петрозаводск - Костомукша, когда-то ходивший ежедневно, теперь ходит один раз в неделю и ещё два раза - в качестве прицепных вагонов.
Мурманская область:
Пожалуй, единственный на Северо-западе регион, где вообще нету ежедневных пригородных поездов. Электричка Лоухи - Кандалакша ходит 6 раз в неделю (кроме воскресений). Кандалакша - Апатиты и Апатиты - Мурманск по одной паре соответственно 4 и 2 раза в неделю. Кандалакша - Ковдор и Мурманск - Заполярная - одна пара два раза в неделю.
И для наглядности привожу карту. Сделана она, правда, довольно коряво, уж простите. Это карта ОЖД, взятая с сайта РЖД, и некоторые участки начерченных на ней ЖД веток я закрасил поверх другими цветами. Красный (оставил, как было на карте) - участки, где пригородное сообщение отсутствует, синий - где оно есть, но не каждый день, зелёный - где пригородное сообщение ежедневное.
Карта кликабельна.