На самом севере Ладожского озера находится небольшой городок Сортавала. По архитектуре Сортавала выглядит как Выборг в миниатюре. Нету только замка и шведских валунных домов, зато есть сильно напоминающие Выборг северный модерн и финский функционализм 1920-х-30-х годов.
До революции этот город по-русски назывался Сердоболь. При этом остаётся неизвестным, какое из названий первично - русское Сердоболь или карело-финское Sortavala (по-шведски Sordavala). В шведских хрониках карельское поселение Сортавала впервые упоминается в 1468 году, а русский вариант топонима - Сердоболь, впервые упоминается в Писцовой книге Водской пятины 1500 года. А собственно город в этом месте основали шведы - в 1632 году, после захвата Северного Приладожья. В Северную войну русские войска захватили город Сордавалла (переименованный впоследствии в Сердоболь) в январе 1705 года после форсирования Ладожского озера по льду. Во времена Российской Империи и независимой Финляндии город был центром Сердобольского уезда Выборгской губернии. В 1893 году сюда была проложена железная дорога из Выборга. Во время Зимней войны город подвергался бомбардировкам советской авиации, а по мирному договору вошёл в состав СССР в марте 1940 года. Летом 1941 года финны снова заняли город и удерживали его до сентября 1944 года.
2. Залив Вакколахти - внутренняя часть Ладожского озера, делит Сортавалу на две половины. Правда по сути весь мой пост посвящён северной стороне, так как подавляющее большинство достопримечательностей находится там.
3. Здесь находится пристань, от которой ходят теплоходы и катера на Валаам.
4. Здание сортавальского отделения Национального акционерного банка (Kansallis osakke pankki), построенное в 1902-1905 годах по проекту архитектора Элиэля Сааринена. Известно также как "Дом Леандера" - по фамилии одного из директоров банка. Обратите внимание, что и сейчас тут находится российский Сбербанк.
5. Дом купца Сиитонена. Построен по проекту архитектора Пааво Уотила в 1907 году. Сейчас здесь располагается городская администрация.
6.
7. Карельская улица - центральная улица города.
8. Одна из основных площадей Сортавалы - площадь Вяйнямёйнена, названная в честь персонажа Калевалы. Для полноты картины не хватает площадей Лемминкяйнена и Ильмаринена. В центре этой треугольной площади стоит памятник карельскому рунопевцу Петри Шемейкка, автором которого является финский скульптор Алпо Сайло.
9.
10. Каменистый берег залива Вакколахти:
11. Бывшее здание Финского банка, ныне занятое Банком России. Построено в 1915 году по проекту Уно Ульберга:
12. Здание гостиницы "Сеурахуоне" - образец финского функционализма. Построено в 1908 году по проекту архитектора Онни Тарьянне. В 1939 году его капитально перестроил архитектор Эркки Хуттунен.
13.
14. А вот ещё один финский функционалистический дом на южной стороне, ныне, кстати, тоже занятый гостиницей:
15. А это - модерновое здание народной школы, построенное в 1929 году, автором его был архитектор Юрьё Васкинен.
16.
17. А это - здание Объединённого Банка Северных стран, построенное Уно Ульбергом в 1915 году. Ныне в нём располагается почтамт.
18.
19. Тихие улицы Сортавалы:
Кстати, интересно, что местные жители название своего города не склоняют. И склонение этого названия легко выдаёт не местного. А вот зато жители Питкяранты название своего города склоняют совершенно спокойно.
20.
21.
22.
23.
24. Ресторан "Ладога". Построен в 1926 году. Архитектор - Каарло Борг.
25.
26. Вот это тоже финское здание 1920-х-30-х лет. А на первый взгляд может показаться позднесоветским.
27. А это - здание сортавальского мужского лицея, построенное в 1910 году по проекту архитектора Юхана Якоба Аренберга. Это уже модерн с элементами неоготики.
28. Совсем рядом - похожее творение того же архитектора. Это - женская школа, построенная в 1911 году.
29.
30.
31.
32. Ратуша, построенная в 1885 году по проекту архитектора Франса Сьестрёма. Сейчас в ней находится библиотека. Вы когда-нибудь видели деревянную ратушу?
33. Рядом - скромный бюст Владимира Ильича:
34. На кадре ниже видно, как сочетаются друг с другом модерновое здание (уже показанное выше на фото 17), функционалистическое и позднесоветское. И, надо сказать, смотрится вполне органично.
35. Панно на одном из домов, посвящённое трудовым советским карелам:
36.
37. Церковь Святителя Николая Чудотворца. Построена в 1873 году по проекту архитектора Н. П. Гребёнки:
38. Довольно много где в городе есть деревянные дома:
39. Есть в Сортавале одно интересное здание - бывшее управление Православной Церкви Финляндии, построенное в 1931 году архитектором Юхани Вийсте:
Кстати, внимательные люди уже заметили это здание на фото 18. :)
40. Сейчас это - жилой дом:
41. Не менее интересна построенная тем же архитектором в том же году во дворе дома православная церковь Иоанна Богослова. По архитектуре она больше напоминает лютеранскую кирху. В советское время церковь закрывалась и была возвращена верующим в 1992 году.
А вот лютеранская кирха в Сортавале не сохранилась. Хотя, разумеется, она тут была.
42. Как и в Выборге, в Сортавале сохранился финский функционалистический автовокзал, построенный Уно Ульбергом в 1923 году.
43.
44. Торговый дом архитектора Уно Ульберга:
45.
46. Жилой дом в стиле финского функционализма, построенный в предвоенные годы:
47. А вот, кстати, и сталинский домик. В Сортавале, как и в Выборге, этот архитектурный стиль практически отсутствует.
48. Западно-карельская железная дорога. Железная дорога в Сортавале появилась в 1893 году, когда была проложена ветка Выборг-Элисенваара-Сортавала-Йоэнсуу. Но после войны эта ветка оказалась разделена границей (Йоэнсуу остался в составе Финляндии), поэтому как единое целое с ней теперь воспринимается ответвление от станции Маткаселькя на восток, в Суоярви. Суоярвская ветка была построена в 1924 году, а уже в советские годы продлена на север, до самой Костомукши. Сейчас два раза в неделю по этой линии курсирует медитативный поезд Санкт-Петербург-Костомукша. А между Сортавалой и Кузнечным также имеется пригородное сообщение.
49. Дом доктора Густава Винтера. Построен в 1900 году, сейчас тут находится краеведческий музей Северного Приладожья.
В общем, город на первый взгляд оставил приятное впечатление. Что-то я в нём не видел (к примеру, южная сторона города осталась почти не затронутой). Но надеюсь в будущем это исправить.