Шестикилометровая пешая прогулка вдоль трассы Петрозаводск-Сортавала между посёлками Ляскеля и Рауталахти.
В 12-45 я выехал из Питкяранты на автобусе. Любуясь по дороге окружающими природными пейзажами, в 13-30 я приехал в посёлок Ляскеля, который находится в сорока километрах не доезжая до Сортавалы. При выходе из автобуса меня встретил человек в военной форме - пограничник, который беглым взглядом просмотрел мой паспорт и сверил фотографию с моей физиономией, после чего попрощался, - даже не стал переписывать паспортные данные и задавать дополнительные вопросы о цели приезда. После этого я пошёл гулять.
2. Через Ляскелю протекает река Янисйоки (что переводится как "заячья река"): она берёт своё начало в озере Янисъярви и впадает в Ладогу. Кстати, само слово Läskelä означает "река, по которой спускаются в озеро". И в самом посёлке у моста через эту речку находится местная достопримечательность - старая бумажная фабрика, открытая в 1899 году финским предпринимателем С. Сольбергом. Вкупе с водопадом, порождённым заводской плотиной, и стоящей несколько дальше сопкой, старое краснокирпичное промышленное здание, на стене которого увековечено название посёлка, образует весьма живописный пейзаж.
Саму Ляскелю я по сути не фотографировал, хотя, наверное, зря. Старый лесопильный посёлок с большим количеством деревянных финских домиков и бумажной фабрикой даёт неплохое представление о том, какой когда-то была Финляндия, - не та благополучная и комфортная, которую мы знаем сейчас, а та старая, лесопильная, где непросто жилось бедному крестьянину Матти.
Но в таких упущениях иногда бывает и плюс того или иного путешествия, - ведь это повод приехать сюда снова! И, надо сказать, хотелось бы. Кстати, на восемь километров выше по течению Янисйоки, в посёлке Харлу, находится ещё одна бумажная фабрика с плотиной.
Перейдя мост, я прошёл через скальную выемку дороги в небольшой сельге (в Карелии сельга - это каменная скалистая гряда) и снова вышел на ту же самую железнодорожную ветку Лодейное Поле - Янисъярви, по которой я приехал в Питкяранту. Но до Ляскели поезд не доезжает, хотя раньше доезжал и ехал до конечной станции Янисъярви, расположенной посреди глухой тайги на берегу одноимённого озера (того самого, из которого берёт начало Янисйоки). Станция находится рядом с трассой, на самой окраине посёлка, почти за его пределами. В момент моего нахождения здесь на станции были только тётенька-дежурная и кошка.
3. Деревянный вокзал предположительно финской постройки:
4.
5. Видно, что посёлок как был лесопильным так и остаётся. Кстати, не могу не упомянуть о том, куда идёт большая часть этого леса, - не иначе как в Финляндию. Свой лес финны берегут, а наш скупают.
6. Наверное, если не считать асфальта, то пейзаж не сильно и изменился с 1939 года. Не удивлюсь, если даже деревянные телеграфные столбы того же времени.
В этом месте трасса сворачивает под мост под железной дорогой, идёт полкилометра через поле и входит в лес.
7. В кадре виден указатель отворотки на деревню Хийденсельга. Название это явно имеет давнюю историю, так как переводится оно на русский как "Гряда Хийси" (что такое "сельга" я уже пояснил). Хийси в древней прибалтийско-финской мифологии - это дух леса, который в Калевале представлен в образе лося, которого должен был поймать Лемминкяйнен по поручению старухи Лоухи. Я могу вспомнить ещё пару топонимов, произошедших от имени Хийси - посёлок Хийтола, что по дороге из Питера в Сортавалу, если ехать через Приозерск, а также остров Хийумаа в Эстонии.
8. После этого начинается лес:
9. И болота с утопленными в них телеграфными столбами:
10. Пологие лесные сопки (по-карельски "ваара"):
11. Лесные быстрые ручейки:
Видео:
Click to view
Наверное, где-то в глубине леса обитают мои косолапые сородичи (я же всё таки Северный Медведь).
12. А также попался один хутор, видимо ещё финской постройки:
13. Обитатели которого испугались человека с фотоаппаратом:
14. Как видно по моим фотографиям, распогодилось. Если ранним утром при выезде из Лодейного Поля я видел в окно вагона низкий туман, затем в Питкяранте чуть-чуть покапал дождь, то теперь всё чаще стало выглядывать солнце.
Между прочим, на моих фотографиях этого не видно, но кое-где ещё лежат снежные кочки. И это только опушка леса.
15. Дорога:
Мимо в обоих направлениях проезжают машины с разными номерами - питерские, финские. московские. Порой казалось, что карельские номера (регион 10) составляют здесь лишь половину от всех.
16. Выхожу к деревне Рауталахти:
Между прочим, эти шесть километров я преодолел только за полтора часа. Потому что всё время останавливался, чтобы поближе рассмотреть какие-то детали окружающего пейзажа, а один раз остановился передохнуть и перекусить.
17. Небольшая скала возле дороги:
18. И на камнях растут деревья:
19. Со скалы открывается живописный вид:
20. Здесь же рядом - берег Ладоги. Хотя, как и во всём Северном Приладожье, открытой Ладоги здесь не видно: побережье прикрыто множеством полуостровов и заливов. Собственно, Rautalahti с финского переводится не иначе как "Железный залив".
На этом ровном травянистом берегу в этот момент ребята играли в футбол.
21. Маленькая деревня Рауталахти тоже, кстати, существует давно. Ещё в 1500 году в Переписной окладной книге Водской пятины Новгородской Руси упоминается деревня Ровдалакша.
22. Обшарпанный посёлковый дом культуры:
23. В деревне также сохранилось немало финских домов:
24.
25. Ладога:
В пол пятого я уехал отсюда автобусом в Сортавалу. Большое впечатление на меня произвёл участок трассы сразу после Рауталахти, - извилистая дорога петляет по берегу Ладоги под высокой скалой, рядом вода и покрытые лесом скалы. Если честно, сильно напомнило Крым, даром, что намного севернее.