В завершение рассказа об Ульяновске я покажу ещё один его построенный полностью в советское время район - Засвияжский, расположенный, как следует из названия, за рекой Свиягой относительно центра. Посмотрел я его не полностью, а только восточную часть - жилой район Ульяновского автомобильного завода (что и было моей целью).
2. Ведёт в Засвияжье улица Минаева, переходящая в Московское шоссе. Это вид назад - в сторону центра и Волги. Слева виден новый Вознесенский собор, уже показанный во
второй части. Причём этот ракурс на него лучше - более заметен масштаб.
3. Университет. Было воскресенье, поэтому студентов возле него я не видел.
4. Замёрзшая Свияга, ставшая пешеходно-лыжной дорогой. Как уже говорилось, местные формы рельефа привели к такой необычной ситуации, что протекая в двух километрах от Волги (но на 46 метров выше), Свияга впадает в неё только в двухстах километрах севернее, в Татарстане (на острове в её устье расположен довольно известный Свияжск - бывший город, а ныне село).
5. Засвияжье встречает многоэтажками и несколькими ТРЦ. В общем, тут весьма оживлённое место.
6. Строительство муравейников:
7. Позднесоветская застройка. Рядом с этим местом находится очень многолюдный автовокзал, но я его не сфотографировал (хотя ездил с него в Сенгилей).
8. А к Московскому шоссе с северной стороны прилегает Ульяновский автомобильный завод, или просто УАЗ. Позднесоветское здание заводоуправления формата "Коробка, утыканная кондиционерами":
9. Рядом ещё какое-то сталинское здание:
Ульяновский автозавод возник на базе эвакуированных сюда из Москвы осенью 1941 года мощностей автозавода ЗиС, став самостоятельным предприятием в 1943 году. Ульяновск - один из трёх волжских городов с автомобильными заводами, помимо
Нижнего Новгорода и
Тольятти. И выпускает УАЗ машины повышенной проходимости - к примеру, пейзаж глухих посёлков севера России в наше время уже немыслим без "буханок".
10. Московское шоссе. Обратите внимание на узор ограждения - это эмблема УАЗа.
11. Владимир Ильич, который меньше постамента, смотрит на то, как в его родном городе делают автомобили. Он стоит ровно напротив заводоуправления.
12. Как водится, при крупном заводе для его работников построен жилой район. Посмотрим теперь и его. Справа в первом этаже дома виден супермаркет "Гулливер" - местная ульяновская торговая сеть.
13. Дворы. Погода морозная - около -15 градусов, а ночью опускалось до -25 (а это, напомню, почти середина марта).
14. Дворец культуры УАЗа. Построен в 1965 году. Есть в районе и более старый ДК автозавода, ещё сталинский, но я до него не дошёл.
15. Рядом с ДК ютится новодельная церковь Александра Невского:
16. За дворцом культуры - довольно уютный парк "Семья", с соответствующим монументом. Несмотря на мороз, гуляющих людей много - всё-таки воскресенье.
17. Что интересно, название парка - это современный переосмысленный вариант. В советское время парк назывался "Семья Ульяновых". Памятника этой семье я не нашёл, зато есть вот такая раритетная скульптура "Ленин и рабочие".
18. А ещё здесь есть довольно неожиданный памятник космическому спутнику. Ни к семье Ульяновых, ни к автозаводу он, вроде, не имеет отношения, но почему бы и нет. Рабочим автозавода тоже не надо забывать о покорении просторов Вселенной.
19. С другой стороны от парка проходит Западный бульвар с трамвайной линией:
20. В середине его - аллея Героев, которую начинает бюст дважды Героя Советского Союза лётчика Ивана Полбина, погибшего в феврале 1945 года в небе над городом Бреслау (Вроцлав). Дальше - стенды с портретами других Героев, уроженцев Симбирска-Ульяновска.
21. Чуть дальше начинается более ранняя сталинская застройка:
22. Небольшая площадь Горького. На ней - администрация Засвияжского района в сталинском здании.
23. И симметричный дом напротив, с раритетной вывеской:
24. Доминанта площади - поликлиника:
25. Ещё один "Гулливер". Мне кажется, в Ульяновске эта сеть встречается не реже "Магнита" и "Пятёрочки".
26. Улица Горького и послевоенная сталинская застройка. Это соцгород УАЗа, оказавшийся, в общем, совсем невыразительным.
Надо сказать, готовясь к поездке, я удивился простоте ульяновского соцгорода. Конечно, я не рассчитывал увидеть здесь размах нижегородского
Автозаводского района, но ожидал хотя бы чего-то похожего на минский
"Трактороград". На деле же всё гораздо скромнее: немного типовых простых сталинок, а остальное - хрущёвки. Полагаю, причина этого в том, что завод здесь появился во время войны, когда было не до капитального жилищного строительства, и район сначала застроили временными барачными домами, вроде тех, что до сих пор стоят на самарской
Безымянке, после войны построили ещё домов посолиднее, а расселять и сносить бараки взялись только в 60-е годы.
27. Перспектива улицы замкнута на здание поликлиники:
28. Боковые улицы. По многим домам плачет ремонт. Хотя, возможно, они даже попадают под программу расселения.
29. Эти два дома отремонтировали, зачем-то обшив их сайдингом:
30. А ещё в этом районе есть свой железнодорожный вокзал. Вернее, был бы, если бы тут было пассажирское сообщение. Это станция Ульяновск-3 на построенной в военном 1942 году ветке в Казань (подробнее схему Ульяновского ЖД узла я уже разбирал в
прошлой части). Туда ходит несколько поездов дальнего следования, но они тут не останавливаются, а пригородного сообщения нет. Так что вокзал для пассажиров не используется. Слева виден пешеходный мост над путями, ведущий в остальную часть Засвияжского района, где раньше находился большой Ульяновский завод тяжёлых станков (УЗТС), а ныне на его базе - Симбирский станкостроительный завод. По сути, там обычный спальный район.
31. Ещё сталинки. Упустил я старый сталинский ДК Автозавода.
32. Над зданием школы нависает новостройка:
33. А дальше уже хрущёвки:
И на этом всё. Погуляв по солнечному району УАЗа, я дошёл до автовокзала и сел там на автобус в Сенгилей - маленький и глуховатый, довольно атмосферный городок на берегу Волги. Вечером я вернулся обратно в Ульяновск. Так что об Ульяновске на этом ещё не совсем всё - будет пост с вечерними видами города, финальный для всей волжской поездки. Но сначала съездим в Сенгилей.