Самара вытянута вдоль Волги. В
предыдущей части я показал виды на город с реки вблизи его исторического центра. Но центр, в сегодняшних масштабах города - лишь небольшая территория вблизи впадения в Волгу реки Самары, а большое количество жилых районов, построенных в советское время, протянулось далеко на восток, и, наверное, большинство самарцев живёт именно там.
Карта с локализацией фотографий по их номерам в этом рассказе:
Глядя на карту, можно выделить два основных радиальных направления от центра: северо-восточное (собственно, вдоль Волги), куда идут параллельные друг другу улица Ново-Садовая и Московское шоссе, и восточное, куда идёт улица Гагарина, переходящая в улицу Победы - в том же направлении проложена единственная в городе линия метро. Эти два радиуса свзывают "диаметральные" магистрали - улицы Авроры, Советской Армии и Ново-Вокзальная, и проспект Кирова. В этот раз направимся на северо-восток.
2. Рядом с площадью Славы, которую я показывал в
первой части, находится городской цирк. Он построен в 1969 году по типовому проекту.
3. А дальше уже начинаются районы из позднесоветских и современных многоэтажек.
4. Но есть и более старые вкрапления. Вот небольшой квартал довоенного конструктивизма:
5. На доме указан год постройки - 1935. Именно в тот год Самару переименовали в Куйбышев.
6. Проспект Ленина. Несмотря на своё название, он довольно короткий, хотя фактически является продолжением идущей из центра Ленинской улицы.
7. А это площадь Героев 21-й армии с мемориалом им самим. 21-я армия РККА была сформирована в 1941 году в Куйбышеве, и отсюда отправилась на фронт. Свой боевой путь она начала в Смоленске, а закончила в 1945 году в Праге.
8. В конце площади находится вход на станцию метро "Алабинская" - ближайшую к центру, и самую новую (открылась в 2015 году). О Самарском метрополитене я ещё расскажу отдельно.
9. Советские мозаики на панельных домах:
10. Вернёмся на проспект Ленина. Здесь есть интересные образцы позднесоветской архитектуры. На переднем плане справа 20-этажный дом, построенный в 1988 году, который в народе называют "дом-кукуруза", "тёрка" или "рашпиль", а за ним видна девятиэтажка 1983 года - одно из самых длинных зданий Самары (около 650 метров).
11. А в перспективе проспекта, на фоне многоэтажек, внезапно видна... ракета!
12. Это ракета-носитель "Союз". Ракеты этого семейства строились в Куйбышеве, который был одним из основных центров советской космической промышленности (наряду с авиационной). Само собой, в 90-е годы многое было утеряно, но ракетно-космический центр "Прогресс" в Самаре по-прежнему действует. Постаментом ракеты-памятника служит музей "Самара космическая". А подробнее тему космической отрасли в этом городе, скорее всего, скоро осветит
varandej.
Рядом с ракетой находится станция метро "Российская", но её я видел только изнутри. Проспект Ленина сделает изгиб и сливается с Ново-Садовой улицей.
13. Это оживлённая шумная магистраль. По ней же проходит трамвайная линия (причём "винтажные" опоры для проводов, по-моему, совсем не сочетаются с окружающим пейзажем). Слева виден торговый центр в бывших заводских зданиях.
Раньше здесь находился завод имени Масленникова (ЗиМ). Основанный в 1909 году как трубочный завод, в советские времена он производил боеприпасы, а также ряд гражданских товаров (например, часы), а название получил в честь самарского революционера Александра Масленникова. В девяностые завод закрылся, сейчас основная часть его зданий снесена, а территорию планируют застроить жилым микрорайоном.
14. В бывшем здании заводоуправления теперь офисы. И сохранилась советская вывеска.
15. Напротив была ещё фабрика-кухня, построенная в 1932 году в форме Серпа и Молота (с земли это, конечно, не видно). Интересный памятник архитектуры, но сейчас она фактически заброшена, хотя есть планы реконструкции.
16. А ещё здесь есть небольшой обелиск борцам революции:
17. Дальше идёт небольшой массив конструктивистских и сталинских домов. Как я понимаю, они строились для работников ЗиМа (но полноценный соцгород из них не сложился).
18. Какой-либо цельности в архитектуре здесь нет - на заднем плане уже видны новостройки.
19. Год постройки - 1954:
20. А этот дом ещё, видимо, довоенный:
21. Вид назад. Здесь я был на закате первого дня в Самаре. В конце дня на северо-восток города тянулись пробки.
22. Здесь же находится Самарский университет. Перед ним - памятник Ломоносову.
23. Рядом с университетом - церковь святой Татианы (2006 год). Подозреваю, посвящение вызвано совпадением дня памяти святой с днём студента (25 января).
По Ново-Садовой я дальше не ходил (только на трамвае ездил). Поэтому теперь посмотрим параллельную ей магистраль - Московское шоссе.
24. Вот так оно начинается - уходит наискосок от улицы Мичурина. Мы снова в паре кварталов от станции метро "Алабинская". Начинаясь почти недалеко от центра города, Московское шоссе тянется на километры на северо-восток, выводя в итоге за город. Причём, несмотря на название, прямо шоссе ведёт в Уфу и дальше на восток, а чтобы ехать в Москву, после выезда из города надо повернуть налево. В общем, и на запад, и на восток выезд из Самары находится в одном направлении.
25. В самом начале Московского шоссе - огороженный пустырь. Раньше здесь был подшипниковый завод, его после закрытия снесли, и территорию планируют застраивать. Но пока отсюда открывается довольно интересный обзор: видна церковь Рождества Богородицы (2003 год), справа видны те же две высотки, на фоне которых стоит ракета, а вдали расстилаются заволжские просторы. Из-за расположения на возвышенности ощутимо дует холодный ветер.
26. А тут возле торгового центра почему-то поставили скульптуру коня:
27. Идём дальше. Перед нами - станция метро "Московская" (открыта в 2002 году).
28. Ещё через два километра находится Центральный автовокзал (кроме него есть ещё пригородный, поблизости от ЖД вокзала). Местоположение выбрали не случайно: здесь на юг уходит улица Авроры, переходящая в итоге в Южное шоссе - выезд из города в южном направлении. То есть это главный автодорожный узел Самары.
29. Рядом гостиница, где у входа неожиданно притаился бюст Ленина:
30. Вышеупомянутая улица Авроры, ведущая на юг. Названа она в честь крейсера. В застройке всё перемешано: хрущёвки, двухэтажные сталинки, новые дома.
31. Церковь Сергия Радонежского, построенная в конце 1990-х. Если быть точнее, её переделали из советского хлебного магазина, надстроив купола (это хорошо видно по более старой кирпичной кладке в основном объёме здания).
32. Город меняется. Когда-то эти обшарпанные двухэтажки были новыми, и деревья вокруг них были маленькими. Сейчас над ними вырастают громады новостроек. Жилищное строительство в Самаре идёт весьма активно. К сожалению, запредельно высоких "муравейников" в городе тоже много.
33. Огромный номер дома на стене:
34. Перекрёсток с улицей Гагарина. Для Самары характерен своеобразный облик пятиэтажных хрущёвок. Вот как здесь.
35. Улица Авроры спускается дальше в долину реки Самары, затем пересекает её по Южному мосту и переходит в Южное шоссе.
36. Но вернёмся на Московское шоссе. Оно приводит в большой спальный район, поделённый на микрорайоны с номерами. Господство типовой застройки, и шумные широкие проспекты. В общем, типичные для любого российского города спальные жилые массивы.
37. Многие дома здесь недавно покрасили. Выглядит неплохо. Во всяком случае, откровенно вырвиглазной расцветки я не видел.
38. Движение на Московском шоссе сильное. Вон даже двухуровневый перекрёсток сделали. Слева видна Благовещенская церковь (2013 год).
Дальше в ту сторону я не был. Как уже сказано, Московское шоссе в конечном итоге ведёт и на запад, и на восток. В том же направлении расположен Тольятти - второй по величине город области. В ту же сторону и аэропорт "Курумоч". Так что это главный парадный въезд в Самару. Аэропорт, кстати, находится далеко: даже отсюда (а здесь уже далеко от центра) до него почти 40 километров. Зато он на почти одинаковом расстоянии между Самарой и Тольятти, и оба города его делят фактически на равных. Также в той стороне, на окраине города, строится к ЧМ-2018 стадион "Самара-арена".
39. Парк имени Гагарина рядом с Московским шоссе - наверное, основное место для прогулок у жителей этого района. Здесь даже аттракционы есть.
40. Рядом с ним - самарская соборная мечеть, построенная в 1990-е годы. Кстати, порядка четырёх процентов населения как самой Самары, так и Самарской области составляют татары.
41. А это улица Стара-Загора. Необычное название - в честь болгарского города-побратима Самары.
42. Белый снег, голубое небо, солнце за голыми ветками деревьев, и урбанистический пейзаж многоэтажных кварталов. Самара запомнилась мне в том числе и так.
43. Улица Советской армии. Вдалеке видна церковь Самарских Святых (2010 год).
44. Ещё самарских новостроек:
Как уже говорилось, Самара - миллионный город. По официальным данным, она занимает девятое место в России по численности населения (хотя фактически большой разницы с соседями по списку нет). Также это третий по населению город на Волге, и один из четырёх волжских миллионников. Разумеется, при таком размере Самара является центром притяжения не только для своей области, но и для соседних - Ульяновской, Пензенской, Саратовской, частично Оренбургской, а также северо-запада Казахстана.
45. Круглая площадь на пересечении улиц Советской армии и Антонова-Овсеенко:
46. В общем, вот такие примерно самарские спальные районы.
Южнее показанных здесь мест, и восточнее центра города находятся интересные промышленные районы со сталинской архитектурой - Безымянка и Металлург. Их и посмотрим в следующий раз.
САМАРА:
Часть 1 (площадь Куйбышева и окрестности) Часть 2 (улицы центра города) Часть 3 (район вокзала и непарадные улицы центра) Часть 4 (Волга)Часть 5 (на северо-восток от центра)
Часть 6 (Безымянка и Металлург)
Часть 7 (Куйбышевский район)
Самарский метрополитен