Нижний Новгород. Машиностроительный завод и Центр Сормова

Jun 06, 2017 20:42

В прошлый раз я показал Автозаводский район - соцгород ГАЗа на юго-западе левобережной "нижней" части города. Теперь отправимся на северо-запад города, где есть свои советские заводские районы, которые туристы почти никогда не посещают. Здесь мы увидим Калининский микрорайон (входит в состав Московского района) - соцгород машиностроительного завода, а затем центр района Сормово, выросшего при судостроительном заводе. Эти места мы посетили в вечернее время и не очень подробно, основное внимание уделив лишь Калининскому микрорайону, а не центру Сормова. Поэтому скажу сразу, что рассказ будет довольно кратким, и с не очень хорошими фотографиями.



2. Как и на Автозавод, попасть в направлении Сормова от Московского вокзала можно на метро или на трамвае. Но трамвай идёт в само Сормово, а метро до него не доходит. В этот раз мы трамвай оставили для обратной дороги, а туда ехали на метро, до станции Буревестник - конечной на Сормовско-Мещерской линии. Это наземная станция, и её здание видно на заднем плане, а перед ним - трамвай, также связывающий этот район с остальным городом. Здесь уже чаще можно увидеть "Татру".



3. Напротив метро - Нижегородский машиностроительный завод (он же НМЗ, бывший завод "Новое Сормово"), основанный в 1932 году. Между прочим, предприятие оборонной промышленности. В кадре - заводоуправление и центральная проходная.



Этот завод специализируется на артиллерии и ракетных комплексах. После двадцати лет упадка он возрождается, - в частности, в прошлом году на его территории был открыт новый завод имени 70-летия Победы. Владеет заводом Концерн ВКО "Алмаз-Антей", который присутствует и в Питере (Обуховский завод).

4. Военный мемориал с пушкой ЗИС-3:



5. Аллея вдоль завода. Справа видна трамвайная линия, а за ней - Сормовское шоссе, переходящее затем в улицу Коминтерна.



6. А дальше начинается жилая часть района. Оживлённая улица Коминтерна идёт дальше в Сормово, где становится его главной магистралью. Правее виден гипермаркет, а где-то рядом с ним начинается железнодорожная ветка на город Заволжье в 60 км севернее Нижнего (подробнее смотрите схему Нижегородского ЖД узла), - отсюда, от платформы с забавным названием Варя, туда ходят электрички.



7. Здесь тоже много интересной советской архитектуры. Этот дом построен в 1939 году.



8. Поближе:



9. Возле дома - сквер с Ильичом:



10. Идём вглубь городских кварталов. Это Калининский микрорайон - соцгород машиностроительного завода. Застройка здесь в основном ещё довоенная.



11. Идём по улице 50-летия Победы. Выходит, что своё название она получила в 1995 году, то есть гораздо позже, чем появилась.



12. Наверное, в летнее время этот район очень зелёный.



13. Ещё одна проходная машиностроительного завода:



14. А это общежития 1931 года постройки:



15. Такой жилой квартал в стиле конструктивизма с тихими дворами:



16. По соседству строится церковь. В окружении советских домов будет смотреться необычно.



17. Возле школы стоит памятник погибшим Герою Великой Отечественной войны Евгению Никонову, который жил в Горьком и учился в этой школе. В 1941 году он, будучи моряком Балтфлота, погиб в Эстонии.



18. А дальше идут кварталы послевоенных сталинок.



19. И заснеженные дворы. Здесь у меня какие-то картины из детства стали в голове возникать.



20. Дома, сугробы, деревья...



21.



22. А соседняя улица носит весьма необычное название:



23. Поликлиника построена монументально:



24. Слева - довоенные трёхэтажки из дранки, которые подлежат расселению как ветхое жильё.



25. А тут кто-то потерял кроссовки:



26. В целом этот микрорайон довольно симпатичен. Только дома надо бы покрасить.



27. Мне это место сильно напомнило центр Северодвинска.



28. Дом, построенный в 1951 году:



29. А этот - в 1938:



30. Сделав круг, мы вернулись на улицу Коминтерна. Дальше сталинского соцгорода НМЗ идут кварталы девятиэтажек, возведённых в 1980-е годы.



На Сормово у нас времени уже толком не оставалось, - только на его центр, куда мы поехали на автобусе по улице Коминтерна. Сормово, как и Автозавод, - очень обособленный район, который являет собой как бы "Город в городе", подобно уже упоминавшимся в прошлый раз омским Нефтяникам. У Сормова есть свой центр и окраины, причём это абсолютно официально отражено в топонимике, - здесь есть микрорайон Центр Сормова. Метро дальше станции Буревестник не идёт, поэтому в Сормово попасть можно лишь наземным транспортом. Кроме того, как подсказал мне vino_i_gashish, ещё одна проблема района - переезды на идущей отсюда железной дороге в Заволжье. Из-за часто ходящих электричек и отсутствия путепроводов по утрам и вечерам Сормово регулярно стоит в пробках.

Немного истории. Изначально Сормово - бывшее село, впервые упоминаемое в 1542 году. Ныне - советский в целом район при судостроительном заводе "Красное Сормово", до которого мы, впрочем, так и не дошли. На самом деле, история этого завода уходит корнями ещё глубоко в дореволюционную эпоху. Сормовский завод был основан тогда ещё близ Нижнего Новгорода в 1849 году компанией "Нижегородская машинная фабрика и Волжско-Камское буксирное и завозное пароходство". Сначала он строил пароходы, а затем стал расширять свою специализацию, и в первой половине 20 века здесь выпускались также и паровозы, а в 1920 году именно на Сормовском заводе был построен первый русский танк "Русский Рено". Сормово стало рабочим посёлком, который в 1922-28 годах успел побыть городом, после чего был присоединён к Нижнему Новгороду. С 1922 года завод именуется "Красное Сормово". В советские времена завод был серьёзный - конструировал и производил как буксиры, теплоходы, танкеры и прочие суда, так и подводные лодки (всего их было построено 275, в том числе 26 атомных) и даже танки и артиллерию (около трети танков Т-34 было выпущено здесь). Кстати, из-за оборонной промышленности (включая НМЗ) с 1959 по 1990 год Горький был закрытым для иностранцев городом. Но в девяностые в оборонке наступил развал, подлодки завод перестал выпускать в 1993 году и в целом пришёл в упадок. В 2000-е он стал восстанавливаться, но к оборонке уже не вернулся, и строит сейчас в основном баржи, танкеры и сухогрузы.

31. А вот и Центр Сормова и его главная площадь. Место очень оживлённое. Здесь действительно полное ощущение того, что находишься в отдельном городе, причём немаленьком. Выглядит вполне как центр города размером тысяч в 300 (хотя на самом деле население Сормовского района составляет 170 тысяч). Сормово будто живёт своей жизнью, и, кстати, даже зимой при слякоти заметно, что уровень благоустройства здесь лучше, чем в целом по Нижнему.



32. Здесь уже соцгород завода "Красное Сормово". Подробно мы его не изучали. Лишь несколько зданий рядом с центральной площадью.



33. Сталинские дома 1950-х годов постройки:



Дальше мы не ходили, - уже стемнело, и мы решили ехать обратно.

34. Ещё одна достопримечательность - Спасо-Преображенский собор в Сормове, построенный в 1898-1905 годах. Это осколок старого Сормова - ещё дореволюционного рабочего посёлка при заводе. Что интересно, собор почти копирует церковь Милующей иконы Божией Матери на Васильевском острове в Петербурге и собор Александра Невского в Новосибирске. Думаю, питерская церковь была прототипом.



Обратно мы возвращались на трамвае, когда уже стемнело, и рызыгрался снегопад. На этом я завершаю рассказ и о Сормове, и, почти, о февральском Нижнем Новгороде. Так я смог посмотреть на этот город обновлённым свежим взглядом, изучить его более разносторонне и лучше почувствовать его большие размеры. В следующей и заключительной части кратко осмотрим Нижегородский метрополитен.

НИЖНИЙ НОВГОРОД - 2017 ГОД:
Центр
Канавинский район
Автозаводский район
Машиностроительный завод и Центр Сормова
Метрополитен

НИЖНИЙ НОВГОРОД - 2013 ГОД:
В общем и целом
Кремль
К западу от кремля
К югу от кремля
К востоку от кремля
Канавинский район
Панорамы

Поволжье, Путешествия, Россия

Previous post Next post
Up