Город Орша на востоке Белоруссии известен путешественникам, прежде всего, как крупный железнодорожный узел. Мне и самому уже не раз доводилось проезжать этот город и ездить от него буквально на все четыре стороны. Однако этих самых сторон у оршанского железнодорожного узла, на самом деле, целых шесть. И самое малодеятельное направление - это тупиковая ветка, ведущая на северо-запад, в город Лепель, построенная в 1927 году. Осмотрев в прошлой части
Оршу, отправимся теперь туда - на дизеле, ходящем здесь ежедневно.
В Оршу я приехал ещё почти ночью, сойдя на её перрон из поезда Петербург - Гомель, когда только брезжил рассвет. Осмотрев город за утро, я вернулся к девяти часам на вокзал, где мы встретились с Андреем
schelkunov и в Лепель поехали уже вдвоём.
2. Вот так выглядел оршанский вокзал в девять утра. Народу стало гораздо больше, чем было в четыре часа, ко всем перронам прибывают дизели и электрички.
3. Это наш дизель (фото сделано уже в Лепеле). Такая конструкция пригородных дизелей характерна именно для Белорусской железной дороги: это дизель-поезд ДРБ1, состоящий из вагонов расформированных дизель-поездов ДР1, к которым в качестве тяги прицеплена секция грузового тепловоза 2М62. Тепловоз в одну сторону толкает поезд, а в другую тянет (то есть при смене направления его не перецепляют на другую сторону состава).
4. С другой стороны - головной моторный вагон дизеля, у которого машинное отделение переделано в пассажирский салон. То есть идти своим ходом он уже не может.
Ветка Орша - Лепель - малодеятельная, а потому уже сама по себе интересна. Хотя, пожалуй, по атмосфере она всё же не дотягивает до глухоманных веток Тверской или Новгородской области, так как проходит по достаточно заселённым местам. Построена эта линия была в 1927 году, привязав к железнодорожной сети город Лепель, стоящий среди озёр в центре Витебщины. В 55 километрах от Лепеля тогда проходила граница с Польшей, поэтому ветка так и осталась тупиковой, не получив продолжения даже в послевоенные годы (хоть и по карте так и напрашивается продление до узловой станции Крулевщизна на линии Полоцк - Молодечно).
По расписанию трогаемся в 9-15. Впереди 131 километр или три часа пути. Народу в вагоне довольно много, и почти половина из них железнодорожники, как это часто бывает в провинциальных пригородных поездах. Первые десять минут наш поезд покидает оршанский узел по сложному хитросплетению путей, проезжая по мосту над Московско-Брестской магистралью, по которой в тот момент к Орше подъезжал какой-то европейский поезд с характерными вагонами. Может быть, даже и Ницца - Москва.
5. Ещё утро, начинается жаркий летний день. А наш дизель, оставив позади оживлённые магистрали, неторопливо выезжает на тихие белорусские луга и леса, где однопутная железная дорога органично сливается с природой.
6. За окном мелькают белорусские пейзажи, деревни. Иногда поезд останавливается вот на таких полустанках.
7. А иные остановки выглядят вот так. На минуту шум нашего поезда замолкает, пока он останавливается просто среди леса. Здесь есть даже "вокзал с комфортным залом ожидания" :)
8. Даже на карте видно, что дорога довольно извилистая, здесь достаточно много живописных кривых, по которым, наверное, интересно было бы и пешком походить и поснимать поезда. А леса вокруг порой и довольно густые.
Дизель Орша - Лепель курсирует ежедневно и два раза в день. Кроме него есть лишь небольшое грузовое движение. Кстати, забавно, что когда мы в Орше покупали билеты на дизель, кассирша у меня уточнила "Лепель - до конечной?", на короткое время введя меня в ступор своим довольно непонятным вопросом :)
9. Станция Смольяны, расположенная возле одноимённого села, имеющего весьма богатую историю, и сохранившего руины замка и костёла XVII века.
10. Но дотуда 7 километров, а из поезда приходится довольствоваться лишь видом на несколько советских кирпичных построек.
11. Станция Лемница. Вокзал типовой. Годов, наверное, так 70-х.
12. На каждой станции выходят люди, и состав пассажиров постепенно редеет. Путейцы, жители местных деревень, которые возвращаются откуда-то домой. В вагоне становится всё более тихо и просторно.
13. Станция Бурбин. Уже почти половина пути до Лепеля.
14. И дальше через белорусские леса и поля. Впереди видна очередная кривая. Наверное, тут где-нибудь в золотую осень особенно красиво.
Где-то здесь я начал дремать и проспал несколько остановок (почему-то почти всегда так бывает при поездках по малодеятельным линиям). А проснулся, когда поезд прибывал на самую крупную станцию на этой линии (не считая самой Орши).
15. Это станция Чашники, ровно в 100 километрах от Орши. Здесь же - единственный на этой линии город (опять же, не считая конечных пунктов), да и то маленький (8.8 тысяч жителей). Станция находится в деревне Варки, и до города отсюда 2 километра (скорее всего, ПАЗик у вокзала, на который спешат пассажиры, именно туда и идёт).
16. Между прочим, Чашники - ещё и локальный железнодорожный узел. Когда вокзал остался позади, в сторону ушла короткая (20 километров) ветка без пассажирского движения на город Новолукомль (13 тысяч жителей), являющийся одним из самых молодых городов Беларуси, - основан он был при Лукомльской ГРЭС как посёлок в 1964 году и получил городской статус в 1970.
17. До Лепеля осталось всего 30 километров, и именно здесь - за Чашниками, ветка начинает казаться какой-то ещё более глухой. Андрей говорил, что раньше на лепельской ветке кусты скребли по вагонам, но сейчас их повсеместно выстригли.
18. Остановочный пункт Жестянка находится прямо в изгибе очередной кривой. Навес возле платформы теряется где-то в траве.
19. Посмотрев в обратную сторону, можно увидеть толкающий нас тепловоз.
20. Ближе к Лепелю немного изменяется природа. Появляется больше сосновых боров и холмов. Мы приближаемся к днепровско-балтийскому водоразделу.
21. Очередная деревенька, каких на нашем пути немало. Объект на переднем плане напоминает про бочку Диогена :)
22. Станция Заслоново, расположенная возле одноимённого военного городка.
23. Вокзал - один из самых старых на этой линии, 1950-х годов постройки. На платформе стоит памятник человеку, в честь которого это место названо, - Герою Советского Союза Константину Заслонову - советскому партизану, воевавшему под Оршей, и погибшему в 1942 году. Памятник ему, кстати, есть и в Орше на вокзале.
24. Последняя остановка - Лазовики, тихий лесной полустанок в пару домов.
25. И наконец, в 12-19 прибываем на конечную станцию Лепель. Вокзал здесь сталинской постройки, с необычным аттиком над фасадом. Внутрь мы не заглядывали.
26. По всей видимости, станцию Лепель не так давно посещал Кэп :)
27. Ещё из интересного на станции Лепель сохранилось заброшенное паровозное депо, - по-видимому, единственное уцелевшее здание времён постройки линии (1927 год). Даже удивительно, что пережило войну.
На железной дороге впереди лишь тупик и несколько подъездных путей к местным предприятиям. Лепель - это очередное место, "где кончается железная дорога". Дизель через полтора часа тронется обратно на Оршу, но мы назад уже не поедем. Впереди у нас - 17-тысячный город Лепель (который мне почему-то всё время казался меньше, чем он есть), а также одно интересное место в его окрестностях. О городе и будет следующий рассказ.
ОршаНа дизеле из Орши в Лепель
Лепель Волова Гора и Березинский канал