Москва проездом. Ближние окрестности Трёх Вокзалов

Jan 02, 2016 20:30

Маршрут нашей с Ильёй varandej августовской экспедиции был крайне необычен и пролегал по малоизученным и труднодоступным местам на севере Западной Сибири. Местом старта основной части маршрута был сибирский город Омск, до которого мы добирались по отдельности. Илья, желая обновить свой взгляд на этот город, решил приехать туда на день раньше, чем я. Ну а я поехал следом. Причём из-за плохой транспортной связности Петербурга с Сибирью ехать было решено через Москву. В столице во время пересадки с одного поезда на другой мне предстояло провести всего чуть меньше двух часов. Поэтому ограничился я на этот раз небольшой прогулкой в районе Трёх Вокзалов (прибывал я в Москву на Ленинградский вокзал, а уезжал в Омск с Ярославского) и даже не спускался в метро.



Из практического интереса я решил наконец обкатать "Сапсан", на котором доехал от Питера до Москвы за четыре с небольшим часа. Поехал я на нём скорее действительно из интереса, чем из удобства: объективно говоря, мне было бы намного удобнее ехать в Москву ночным поездом, отоспавшись в своём вагоне, чем вставать ни свет ни заря и ехать на Московский вокзал к половине седьмого утра.

Но сказано - сделано. Собравшись с вечера, я в ночь на пятое августа лёг спать, представляя себе, в какую даль мне сейчас предстоит отправиться. Если в Омске я ещё был в прошлом году, то даже Ханты-Мансийск и Салехард пока кажутся мне чем-то очень далёким и загадочным, - что уж говорить про такое место, как Антипаюта... Ранним утром я покинул свой дом в 5-50 утра, и мне в этот момент было довольно странно представлять, что уже через семь часов я буду выезжать из Москвы. В 6-30, за двадцать минут до отправления, я был на вокзале.

2. Начало дня на Московском вокзале Петербурга и Сапсаны. Мой - тот, что слева. А тот, что справа, уехал на десять минут раньше.



"Посдака окончена, поезд отправляется" - объявляет в назначенное время автоинформатор на двух языках. Салон вагона, наверное, похож, скорее на самолёт. Довольно многие пассажиры на Сапсане едут, как и я, впервые (что явствует из разговоров). Кстати, билет, если кому интересно, стоил 2200 рублей, и при этом, если бы я его купил на пару недель раньше, то есть в первые дни продажи, то заплатил бы примерно 1800. За окном постепенно проплывают пути Московского вокзала, потом Сортировочная, Обухово, Славянка... Петербург исчезает, - надо же, а ведь в следующий раз я его увижу уже после того, как побываю в... захватывает дух, когда я представляю, где мне предстоит побывать. Интересно, много ли среди окружающих меня пассажиров людей, которые в Москве будут пересаживаться на ещё какие-то поезда и ехать дальше. Наверное, всё-таки большинство просто ездит периодически меж двух столиц. К примеру, по соседству со мной едут женщины, по разговорам которых понятно, что обратно в Питер они поедут сегодня же ночным поездом.

Тем временем, я обнаруживаю, что южные окраины Питера, Колпино, Тосно - всё это остаётся позади как-то чересчур быстро! Да, я на таких скоростных поездах ещё не ездил. Правда, не могу сказать, что меня это сильно впечатлило, - всё же, мне более по душе езда не быстрее, чем примерно 120 км/ч. Хотя тот факт, что ещё ранним утром я выходил из дома в Питере, а вечером уже проезжал на поезде Нижний Новгород (при этом весь день не летая на самолётах, а перемещаясь только по земле), всё-таки впечатляет сам по себе.

3. Новгородская область. Утренняя Окуловка. Хорошо видна церковь Александра Невского рядом с вокзалом.



Кроме Окуловки, наш скоростной поезд ещё делал остановку в Бологое. А вот Тверь, как ни странно, пролетел без остановки. В общем, после четырёх часов скоростной езды, я уже в одиннадцать утра выходил на перрон Ленинградского вокзала. Традиционно его принято считать полной копией Московского вокзала в Петербурге, как это задумывалось в изначальном проекте, но заметные отличия у него были и до современной реконструкции. А после обновления Ленинградский вокзал внутри и вовсе почти перестал быть похожим на своего собрата в Северной Столице.

4. Ленинградский вокзал. Однако, архитектор Константин Тон в середине XIX века не знал, что строит Ленинградский вокзал :) Кстати, он и снаружи выглядит как, скорее, усечённая копия Московского, - у последнего ещё есть заметное боковое крыло со стороны Лиговского проспекта, где, в частности, находится, второй вестибюль метро "Площадь Восстания".



5. А вестибюль станции метро "Комсомольская" в Москве расположен в отдельно стоящем здании, построенном в 1952 году по проекту архитектора А. В. Щусева, - при открытии "Комсомольской-Кольцевой", и служащий при этом вестибюлем для обеих станций пересадочного узла.



6. Типовой гранитный памятник Ильичу по соседству:



7. Итак, Комсомольская площадь, более известная как "площадь Трёх Вокзалов". Правее кадра и за спиной у меня находятся соответственно, Ленинградский и Ярославский вокзалы. На другой стороне площади виден Казанский. А правее него - сталинские высотки: гостиница "Ленинградская" на площади, а чуть левее и дальше - бывшее здание Минтранса СССР.



На одной площади собраны не просто три вокзала, а ещё и какие три вокзала! Наиболее, пожалуй, оживлённые вокзалы Москвы. С Ленинградского вокзала огромное количество поездов ходит в Северную Столицу, а в придачу и ещё несколько (Псков, Новгород, Петрозаводск, Мурманск, Хельсинки, Таллин), а Ярославский и Казанский, вместе взятые, отправляют из Москвы больше половины всех поездов, идущих в Поволжье, Урал, Сибирь и на Север. Если бы на площади Трёх вокзалов были бы, к примеру, Павелецкий, Савёловский и Рижский, место было бы более спокойным. Но вот такое переплетение транспортных потоков возле одной площади придаёт этому месту суматохи, а также, между прочим, криминальности. Впрочем, рассказывать здесь об этом, наверное, ни к чему. Думаю, что на скопление бомжей и прочего не очень приятного контингента на одной площади обращали внимание, наверное, многие. Плохо, что, будучи расположенным у вокзалов, это место для многих приезжих является первым впечатлением от Москвы. И, забегая вперёд, скажу, что именно Три вокзала в Москве, пожалуй, что и были самым злачным и опасным местом на всём моём маршруте, - а вовсе не города и веси Крайнего Севера, как многие могут подумать.

Впрочем, не будем о плохом. Пока у меня есть почти два часа до поезда №92 Москва - Северобайкальск, который отправится с Ярославского вокзала в 12-45, я решил немного погулять. В тот день в столице стояла жара, - табло на Ярославском вокзале показывало +28 градусов. И тем более странно мне было представлять, что в моём большом рюкзаке за спиной лежит тёплый свитер, шарф, шапка... И главное, что всё это мне действительно в итоге пригодилось.

8. Краснопрудная улица и красивый столичный сталинский ампир. Семиэтажный дом на другой стороне улицы построен в 1947 году.



Кстати, обратите внимание на отсутствие машин в кадре. Это может, пожалуй, послужить подтверждением того, что причиной пустынности улиц на многих моих снимках городов является не постоянная якобы их пустынность, а именно моя привычка выжидать. Но ведь здесь же всё-таки Москва, а не провинциальный райцентр.

9. Но в целом обстановка на столичных улицах оживлённая. Люди куда-то спешат, ездят машины, трамваи, троллейбусы. А вон, кстати, на другой стороне перекрёстка - метро. Это вестибюль станции "Красносельская", которая была открыта в мае 1935 года в составе первой очереди Московского метрополитена, отмечавшего, таким образом, в 2015 году 80-летний юбилей.



10. Посмотрим чуть правее. Улица Краснопрудная уходит дальше и пересекается с Третьим кольцом. Это одно из основных радиальных направлений города (транспортная система Москвы ведь исторически сложилась как система лучей, расходящихся в разные стороны), ведущее из центра в Сокольники и Черкизово, а затем переходящее в Щёлковское шоссе.



11. Покажу теперь этот же перекрёсток с других ракурсов. Этот ракурс противоположен предыдущему снимку, - это вид назад на Краснопрудную в сторону Вокзалов. Длинный серый восьмиэтажный дом известен как "Дом ударников-железнодорожников" и построен в 1933-1937 годах.



12. А это вид дальше на восток по Краснопрудной (то же направление, что и фото 10), куда я уже не пошёл. Девятиэтажный дом справа построен в 1948 году. А высотка слева (1952-1956), кстати, тоже имеет непосредственное отношение к железной дороге. Это - дом чиновников Министерства путей сообщения. К сожалению, ведомство это более не существует, а железные дороги преобразованы в ОАО, что на их функционировании сказалось, увы, далеко не лучшим образом.



13. Модерновый дом родом откуда-то из начала прошлого века, ныне сильно задавленный окружающей застройкой. Кстати, обратите внимание на Серп и Молот, - довольно забавно выглядит на таком фасаде.



14. Я свернул на довольно узкую и тихую (по московским меркам, конечно) улицу Нижнюю Красносельскую, по которой ходят трамваи. Девятиэтажный дом слева я уже показал на фото 12.



15. Примечательная деталь этой улицы - виадук... то есть, простите, эстакада (хотя, на самом деле, путепровод) над железной дорогой. Это - пути и вагонный парк Казанского вокзала, который скрывается за новостройками в правой части кадра.



16. Сразу за путепроводом - храм Покрова Богородицы в Красном Селе, построенный в 1751 году, и значительно перестроенный после обветшания в 1838. Первая церковь на этом месте стояла ещё в начале XVII века, когда Москва была совсем другой.



17. Доходный дом постройки 1914 года, ныне расселённый из-за аварийности. Чему посвящён современный рисунок на фасаде, - не знаю.



18. Противоположная сторона. Довольно живописная, в общем, улица.



19. Перекрёсток с Ольховской улицей и усть-катавский трамвай:



20. И вид дальше по Нижней Красносельской. Из-за домов выглядывают хорошо узнаваемые купола Богоявленского Елоховского собора (1845-1853), в котором, в частности, похоронен патриарх Алексий II. Было бы время, - сходил бы и туда, но, к сожалению, времени уже было маловато.



Хотя можно было дойти до собора, а потом сделать круг, вернувшись к Трём Вокзалам по улице Новорязанской. Но я как-то не догадался.

21. На обратном пути зашёл в один из дворов по Нижней Красносельской. Типовые дома, переходные от сталинской архитектуры к хрущёвкам, напоминают мой дом в Питере.



22. И даже в центре Москвы можно увидеть вездесущих лебедей из шин!



Посидев и передохнув во дворе, я выдвинулся в обратном направлении - теперь уже на Ярославский вокзал. До отправления северобайкальского поезда, которым мне предстоит ехать в Омск, осталось уже почти полчаса.

23. Снова путепровод над железной дорогой. И вдалеке видна игла Останкинской телебашни.



24. Это снова Краснопрудная улица (Комсомольская площадь уже видна впереди). В пятиэтажном здании, кажется, начала XX века сейчас находится управление Московской железной дороги. А в серой позднесоветской высотке, стоящей чуть дальше, - вычислительный центр системы "Экспресс-3".



Снова выглянуло солнце. Город плавится от жары. Необычно было, находясь в центре столицы, представлять, что впереди у меня - могучие сибирские реки, тихая и спокойная тайга, холодный Ямал и Полярный Урал. А главное, - всё это одна страна!

25. Трамвайная электроподстанция (1904 год), служащая по назначению и в наши дни.



26. Так я снова вернулся на площадь Трёх Вокзалов:



27. Я уже ездил из Москвы в восточном направлении с Казанского вокзала, и прибывал на него тоже. А в этот раз мне предстоит покидать столицу страны с Ярославского вокзала.



Лучше, конечно, было бы всё же перейти на другую сторону площади и запечатлеть его оттуда.

28. В вычурный псевдорусский стиль здания снова ненавязчиво вклинилась советская символика.



29. Интерьер:



А потом был поезд Москва - Северобайкальск. Как только я сел в свой вагон, сразу возникли какие-то тёплые чувства. Словно Сибирь началась уже в поезде. Ещё немного, и Москва останется где-то позади, а публика на соседних местах - это уже не пассажиры Сапсана. Здесь люди едут уже в такие города, как Екатеринбург, Тюмень, Новосибирск, Красноярск... Или, как я, в Омск. Впереди - почти двое суток пути в плацкартном вагоне. Но о дороге в Западную Сибирь я расскажу уже в следующей части.

Центральная Россия, Москва, Путешествия, Железная дорога, Россия

Previous post Next post
Up