Северная - левобережная часть Ржева в современных реалиях является центром города. В основном городская жизнь сосредоточена здесь. Здесь же и основная часть военных памятников. На левом берегу Волги я продолжил ознакомление со вторым по величине городом Тверской области, и оттуда же, с северной окраины, ходил пешком в деревню Полунино.
2. Первую часть я закончил на моменте перехода через Волгу по Старому мосту. Идущая по нему дорога за мостом резко сворачивает направо, огибая обрывистый левый берег реки. Это уже вид с левого берега вверх по течению (в кадре виден Новый мост).
3. Я поднялся на высокий берег по пешеходной лестнице. Вот такой вид открывается сверху на Волгу, Старый мост и правый берег. На той стороне стоят корпуса больницы с красными крышами, а дальше - собор Оковецкой иконы Божией Матери.
4. Здесь же, на высоком берегу, стоит мемориал, посвящённый Великой Отечественной войне и страшной Ржевской битве 1942-1943 годов. На постаменте стоит 57-мм противотанковая пушка ЗИС-2.
5. А впереди - обелиск с барельефами и вечным огнём:
6.
Ржев был оккупирован нацистскими войсками в октябре 1941 года в ходе наступления группы армий "Центр". А в дальнейшем роковую роль сыграл Ржевско-Вяземский выступ, который образовался в результате в целом довольно успешных действий советских войск зимой 1941-1942 годов - контрнаступлений под Москвой и Калинином и Торопецко-Холмской операции, а затем в ходе менее успешной Вяземской операции весны 1942 года. В окончание преследования немецких войск после освобождения Калинина планировалось окружить Ржевскую группировку, - сделать это не удалось, и эта неудача советской стороне впоследствии вышла дорого. Города Ржев и Вязьма - важные транспортные узлы, имели крайне важное стратегическое значение и рассматривались немцами как плацдарм для возобновления наступления на Москву. Поэтому перед нашими войсками Западного и Калининского фронтов стояла важная задача - лишить врага этого выступа. Но гитлеровцы закрепились здесь прочно. Советские войска предпринимали три попытки наступления: весной 1942 года наступление Красной армии на Вязьму с двух сторон закончилось в итоге провалом и окружением 33-й и 39-й армий (хотя ряд территорий восточнее Вязьмы был освобождён, что немаловажно); в конце лета 1942 года началось наступление советских войск на Ржев, но в течение двух месяцев удалось продвинуться только на 40-45 километров, а попытка штурма Ржева была отбита. В ноябре-декабре 1942 года, одновременно с Великолукской операцией, была предпринята ещё одна попытка наступления на город (операция "Марс"), но, вместо успешного исхода операции, она принесла огромные потери (по одной из версий, причиной неудачи была утечка информации о подготовке наступления, допущенная специально, - чтобы отвлечь немцев от Сталинграда). При всём этом не следует считать, что попытки наступления на Ржевско-Вяземский выступ не имели никакого смысла, - слишком опасной угрозой для нашей стороны был этот плацдарм в руках немцев, поэтому даже, казалось бы, безуспешные попытки наступления выполняли задачу изматывания врага, а вторая Ржевская операция августа-сентября 1942 года сорвала планы немцев по возобновлению наступления на Калинин. При этом весьма кровопролитными бои за Ржев были для обеих сторон.
7. Но в любом случае события эти были страшными. За небольшой клочок земли сражения, с перерывами, шли в течение года, а бои за деревни могли продолжаться неделями. Очевидцы с обеих сторон вспоминали эти бои, как едва ли не самые тяжёлые во всей войне. А немцы сравнивали Ржев с "Верденской мясорубкой" Первой мировой.
Покинули Ржев (а также Белый, Сычёвку, Вязьму и ряд других мест) немецкие войска в марте 1943 года в результате операции "Бюффель" (Буйвол), которая заключалась в организованном отступлении немцев с ликвидацией Ржевского выступа, - причиной тому явилась угроза его окружения, создавшаяся после освобождения города Великие Луки в январе 1943 года; отход немцев из Ржевско-Вяземского выступа также нёс неудачу для Красной армии, не успевшей вовремя отреагировать, а затем отрезать фашистам путь к отступлению и организовать преследование. Поэтому за то место, за которое шли тяжёлые бои, сражаться вновь в конечном итоге почти не пришлось. 9-й немецкой армией, которая обороняла Ржевский выступ (и после его оставления была переброшена на Курскую дугу), командовал генерал-полковник Вальтер Модель, который в апреле 1945 года, командуя войсками на Западном фронте, покончил с собой после одного из поражений. Кстати, что интересно, при отходе из города немцы взорвали мост через Волгу, и перед совершением взрыва была налажена телефонная связь со штабом Гитлера, который лично хотел услышать взрыв моста во Ржеве.
8. Вот такие исторические события ещё в недавнем прошлом помнит город Ржев, который продолжает жить и двигаться в будущее. Вот даже на какую дату здесь есть послание потомкам. Очень интересно, что там написано, и как это воспримут люди того поколения.
9. Улица Разина, которая продолжает дорогу от Старого моста, и проходит под пешеходной дорожкой рядом с мемориалом. Справа виден глубокий овраг, по дну которого течёт речка Холынка.
10. А вот так выглядит местность за речкой. В ту часть города я не ходил. Там находится несколько жилых микрорайонов города и часть промышленности, - в частности, краностроительный и авиаремонтный заводы.
11. На той же стороне стоит самолёт Миг-17 - памятник лётчикам-участникам Ржевской битвы.
12. Мимо мемориала я пошёл дальше в центр города. Здесь же поблизости находится и гостиница, в которой я ночевал. И в первый день я завершил прогулку где-то здесь, а во второй день утром продолжил. Поэтому большинство последующих фотографий сделано уже на второй день (и, кстати, при более хорошей погоде).
13. Восточная сторона Советской площади:
14. Вид в обратную сторону. В перспективе снова виден уже показанный собор Оковецкой иконы в правобережной части города.
15. В центре Советской площади находится Городской парк - место прогулок ржевитян. Кстати, можно заметить, что преобладающий в городе цвет жилых домов советской эпохи - тёмно-жёлтый и охра, что делает его похожим на Великие Луки, расположенные довольно недалеко.
16. Весенние остатки снега в парке. На календаре второе мая. Видимо, минувшая зима здесь была более снежной, чем в Петербурге.
17. Театральная площадь с аттракционами:
18. Здание посередине - городской почтамт. Кстати, эта площадь напомнила мне Смоленск, только в меньших масштабах и в более плохом состоянии.
19. Сталинская архитектура. Угловой дом - похоже, ещё довоенный.
20. Застройка здесь довольно солидна по тем временам (1950-е годы) для районного города. Порой даже кажется, что находишься в небольшом областном центре.
21. Другая сторона площади. Есть даже дореволюционные домики.
В целом, кстати, левобережная часть города выглядит более советской, чем правобережная. Подозреваю, вызвано это более высоким масштабом разрушений, - по той причине, что наступление советских войск на Ржев в сентябре 1942 года велось с северной стороны, и именно в левобережной части шли уличные бои.
22. Серебристый Ильич в центре площади:
23. А по соседству - обелиск города Воинской Славы.
24. На постаменте - текст приказа о награждении города этим званием. Между прочим, с этим текстом связана довольно курьёзная коллизия: кого подразумевает формулировка "защитники города", если Ржевский выступ фактически обороняли немцы? Оборонительный характер действий немецких войск вкупе с наступательным характером советских абсолютно не лишает немцев статуса оккупантов, равно как и не умаляет подвига советских воинов, воевавших возле Ржева, но всё же формулировать следовало бы по-другому.
25. Барельефы на памятнике посвящены, как видим, не только Великой Отечественной войне.
26. А здесь уже Ржевско-Вяземская битва. Парашюты слева посвящены, видимо, Вяземской воздушно-десантной операции января 1942 года.
27. Не обошли вниманием и партизан, которые наносили удары по отступавшим в марте 1943 года немецким войскам. Изрытая снарядами земля, сгоревшие деревни, и листок со стихами Твардовского о Ржевской битве.
Пройдя через площадь, я выдвинулся дальше в северном направлении.
28. Во дворе, смежном с площадью, увидел вот такую скульптуру.
29. А это центральная магистраль города - улица Ленина (бывшая Большая Ильинская), которая продолжает Большую Спасскую и Новый мост на левобережной стороне.
30. Вид на Волгу с Нового моста:
31. Над левым берегом стоит ещё один дореволюционный дом, который из-за советской звезды на шпиле, издалека можно принять за сталинский (если не рассматривать архитектурные детали). Кстати, он виден на фото 20.
32. Начало улицы Ленина рядом с мостом (мост справа). Позднесоветская гостиница "Ржев" и церковь Новомучеников и Исповедников Российских, построенная в 1995-2004 годах.
33. Идём дальше по улице Ленина:
34. Справа видно ещё одно старое здание:
35. Напротив - невзрачное здание администрации Ржевского района:
36. Обычный ржевский двор:
37. Улица Ленина. Вид назад от площади Революции.
38. На площади - памятник героям революции и гражданской войны, получивший в народе название "Три головы". Его видят все, кто приезжает во Ржев с северной стороны (и я видел, приезжая из Старицы).
39. Здесь же, на площади, есть два очень солидных сталинских дома, - видимо, ещё 1930-х годов постройки. Надо сказать, что совсем не масштаба районного центра (пусть даже и крупного).
В этом месте центральная городская магистраль расходится. Направо идёт улица Никиты Головни (названа в честь героя Ржевской битвы, который в августе 1942 года закрыл грудью амбразуру немецкого ДЗОТа), переходщая затем в шоссе Тверь-Ржев, а налево - Ленинградское шоссе: улица переходит в автодорогу, ведущую на Селижарово, Осташков, Демянск, откуда есть прямой выход на автодорогу Петербург-Москва (хотя ехать из Ржева в Питер автотранспортом явно лучше через Старицу и Тверь).
40. Я пошёл по Ленинградскому шоссе в сторону железнодорожного вокзала Ржев-Белорусский. Именно в этом месте у меня порой даже пропадало ощущение того, что нахожусь в районном центре. И дома здесь достаточно капитальные, и оживление какое-то на улице. Местами напоминало некоторые уголки среднерусских областных центров - например, Тулы и Пскова.
41. Ещё один дореволюционный домик:
42. Во второй день с утра было так же пасмурно, как и в первый, и иногда накрапывал дождь. Но в районе полудня распогодилось, и майское солнце вновь стало греть город Ржев.
43.
44. Дом культуры сталинской постройки. К сожалению, я не запомнил, чему посвящён памятник в левой части кадра. А по очертаниям что-то похожее на освоение космоса.
45. Детский сад:
46. Так я дошёл до второго в городе железнодорожного вокзала - Ржев-1, он же Ржев-Белорусский. Не такой оживлённый вокзал, как Балтийский, зато с белоснежным Ильичом, указывающим путь прямо!
47. Вокзал типовой, 1950-х годов постройки. И раскрашен в весьма распространённый в этих краях бирюзовый цвет (так же выкрашены вокзалы в Осташкове, Андреаполе, Торопце, Старице). Здесь глухо и пустынно, народу нет, поездов тоже совсем немного, - только скорый Санкт-Петербург - Смоленск три раза в неделю, и ежедневно два раза в день пригородные на Торжок. Ржев-Белорусский находится не на магистральном Рижском ходу (историческая Московско-Виндавская железная дорога), а на довольно малодеятельной линии Лихославль - Торжок - Ржев - Вязьма (историческая Новоторжская дорога).
Но именно она была построена раньше - в 1874 году она пришла во Ржев со стороны Торжка, а 1888 году была продлена до Вязьмы. Построенная в 1901 году магистраль Москва - Рига - Виндава (Вентспилс) стала более важной, но порядковые номера вокзалов остались: раньше появившийся вокзал Ржев-Белорусский, при всей своей второстепенности, и сейчас имеет второе название Ржев-1. А Белорусским он назван видимо из-за направления на Вязьму, откуда прямой выход на Смоленск и далее на Оршу, Минск и Брест.
Вот так выглядел старый вокзал постройки конца XIX века. Как и на станции Ржев-Балтийский, война его не пощадила.
Ржевский железнодорожный узел отличается от Великих Лук или Дно отсутствием одной станции, через которую поезда проходили бы по обоим ходам, - есть только перекрёсток железных дорог (где построенная позже Рижская магистраль проходит по мосту над Новоторжской) и два вокзала на двух дорогах. При этом поезд Санкт-Петербург - Смоленск во Ржеве останавливается на обоих вокзалах (а также на расположенной между ними станции Мелихово рядом с льнозаводом); такое, кстати, бывает далеко не в каждом областном центре. И это удобно, - учитывая то, в какую часть города надо попасть, можно заранее решить, до какого из вокзалов брать билет. При этом это усложняет схему движения упомянутого поезда, которому приходится заходить на вокзал Ржев-Балтийский, менять направление движения, потом возвращаться вновь на Новоторжскую дорогу и продолжать движение в сторону Вязьмы.
Чтобы вышесказанное было более понятно, я решил привести здесь для наглядности карту Ржева, на которую нанёс дополнительные метки. Я обозначил станции Ржев-Белорусский, Мелихово и Ржев-Балтийский; направления, в которые уходят дороги из города; а также зелёной стрелкой я прорисовал схему движения поезда Петербург - Смоленск. Карта кликабельна, - можно посмотреть в полном размере.
Кстати, есть незначительная ошибка - вверху карты мне следовало бы сначала указать Торжок, а потом Лихославль, потому как Торжок ко Ржеву ближе расположен.
47. Вид в сторону Мелихово, пересечения дорог и, далее, Вязьмы:
Путеремонтный поезд на четвёртом пути через несколько минут отправился в сторону Мелихово, и его отправление я заснял на видео с пешеходного моста.
48. А это вид обратно - в сторону Старицы и Торжка:
49. Хозяйственные постройки в одном стиле с вокзалом. Видимо, багажное отделение.
50. На привокзальной площади - вот такое старое заброшенное здание. Вывеска на нём явно ещё советских времён.
51. И вот такой скромный памятник, напоминающий о том, что город награждён Орденом Отечественной войны I степени.
52. В горловине станции - ручная стрелка с флюгаркой. Между прочим, реликтовая вещь. Тверская область - настоящий железнодорожный заповедник. Ручные стрелки данного образца здесь есть и на магистральных линиях - Московско-Рижской и Бологое-Полоцкой, и на второстепенных ветках
Соблаго - Торжок и Лихославль - Вязьма.
53. От станции отходит подъездной путь к воинской части и арсеналу при ней. Вон даже вышка стоит (фотографировать в этом месте лучше незаметно).
Затем я поднялся на пешеходный мост над путями, чтобы идти дальше к северо-западной окраине города. Маневровый тепловоз ТЭМ2, ведущий путеремонтный поезд, в этот момент дал свисток, и его отправление я решил снять на видео:
Click to view
54. Поезд ушёл на Мелихово:
55. Вид на станцию с пешеходного моста. Справа видны платформа и вокзал.
56. Человек, идущий за железную дорогу пешком, переходит её здесь по пешеходному мосту, а для автотранспорта сделан тоннель с реверсивным движением под железной дорогой. На обратном пути я через него проезжал на городском автобусе. На точно таком же, как в середине кадра.
57. Первое, что я увидел за железной дорогой - Ржевский машиностроительный завод (он же ОАО "Ржевмаш"), корпуса которого выкрашены в яркие цвета, словно дома в городах Крайнего Севера. В прошлом он выпускал сельскохозяйственную технику, а сейчас производит бетоносмесительное оборудование.
58. Автобусная остановка на Ленинградском шоссе. И снова военная тематика.
59. Небольшой жилой район за железной дорогой выглядит в основном вот так. Это окраина города.
60. Ещё одно промышленное предприятие - кирпичный завод:
61. Готовый материал штабелями лежит за оградой:
62. Пройдя ещё дальше, я вышел на высокий берег Волги. Здесь город заканчивается. На другом берегу - леса и поля, красивый природный пейзаж. При этом эти места были обильно политы солдатской кровью в страшном сорок втором году.
63. От берега Волги я пошёл назад к железной дороге и, не доходя до неё, свернул на застроенный частным сектором Крестьянский переулок. Отсюда я шёл пешком в деревню Полунино - к местам боёв.
Но про это будет уже следующий пост. Осмотр древнего города Ржева, прославившегося в Великую Отечественную войну, я решил дополнить посещением мест боёв поблизости от него. От Ржева до Полунино около пяти километров, которые я в обе стороны прошёл пешком, после чего доехал на автобусе до вокзала Ржев-Балтийский. Оттуда мне предстояло ехать в город Нелидово.