Коммунар - самый, пожалуй, неизвестный пригород Петербурга. Строго говоря, он и не совсем пригород, так как входит в состав Ленинградской области (Гатчинский район). Но порой и Гатчину причисляют к пригородам, так же, как и Всеволожск и Сертолово, входящие в состав области. А Коммунар к Питеру расположен ещё ближе, чем Гатчина, - от него всего девять километров до Павловска. При этом, как мне кажется, большинство петербуржцев о существовании этого города и вовсе не знает. Что, впрочем, неудивительно, так как знаковых достопримечательностей тут нет, да и статус города Коммунар приобрёл лишь в 1993 году. Хоть и ничего неожиданного в Коммунаре нет, и я об этом и так догадывался, я решил снять для себя пелену неизвестности с этого неприметного пригорода, приютившегося между Павловском и Гатчиной. И отправился в Коммунар четвёртого января.
2. В Коммунар было решено добираться с использованием железнодорожного транспорта. Вестибюль метро "Пушкинская" сейчас закрыт, поэтому выхожу со Звенигородской.
3. Время - пол двенадцатого. У перрона Витебского вокзала стоит полупустая электричка до станции Посёлок. А чуть дальше виден недавно прибывший белорусский поезд Брест - Санкт-Петербург.
Интересно, для чего ларёк, расположенный в зоне пригородных поездов, работает 24 часа?
4. Сорок минут езды, и я выхожу из электрички на станции Антропшино - следующей после Павловска.
5. Здание вокзала:
Вокруг станции довольно непривлекательный пейзаж, особенно в пасмурную зимнюю погоду. Какая-то промзона, бетонное здание склада напротив автобусной остановки, а вокруг дачи. Не хотел бы я иметь дачу в таком месте, тут ведь и природы никакой.
6. Сев в Антропшино на автобус, я минут через двенадцать вышел из него в Коммунаре. На северной окраине, среди многоэтажек.
7. Рядом есть и более старые здания:
8. Поблизости стоит первая Коммунарская школа, а рядом с ней - необычного вида памятник. Возможно и чья-то могила, правда более точно мне ничего не удалось узнать, - надпись на мемориальной доске слишком уж занесена снегом.
9. Чуть поодаль от школы (саму её не сфотографировал) стоит здание бывшего профилактория (не знаю, что там сейчас) - сталинское, но прямо таки стилизованное под конец XVIII века.
10. Обычный коммунаровский двор с четырёхэтажными хрущёвками. Эти дома построены, когда Коммунар был ещё не городом, а посёлком городского типа.
11.
12. Ленинградское шоссе - центральная улица Коммунара. Город небольшой и проходится пешком за двадцать минут из конца в конец, хотя население Коммунара составляет 20 тысяч человек, - просто застройка в основном многоэтажная.
13. В центре города расположено самое, наверное, примечательное его здание - городской дом культуры.
14. Угол Ленинградского шоссе и... Ленинградской улицы:
15. Ленинградская улица по архитектуре заметно отличается, так как дома здесь ещё сталинской эпохи, построенные тогда, когда посёлок только появился.
16.
17. Ленинградское шоссе, идя на юг, заворачивает направо, после чего идёт в сторону Гатчины. У поворота стоят две точечных многоэтажки. Вот такие дома я как-то никогда не любил.
Чуть левее по ходу моего движения находится Ленинградская картонная фабрика - градообразующее предприятие Коммунара. Жаль, я к ней не сходил, всё таки это место, в какой-то степени определяющее сущность города. :) В общем, Коммунар - это местный центр целлюлозно-бумажной промышленности, что роднит этот город с Питкярантой, Окуловкой, Кондопогой и рядом других городов нашего необъятного Северо-запада.
18.
19. Напротив многоэтажек - квартал частного сектора:
20.
21. Дальше город уже почти заканчивается. Дорога идёт в Пудомяги и в Гатчину.
22. Здесь находится маленькая деревянная церковь св. Владимира Равноапостольного (то есть князя Владимира), построенная в постсоветские годы, а на заднем плане видна городская больница.
23. В основном Коммунар выглядит вот так. Здесь много домов-"кораблей", то есть типовых домов 600-й серии, спроектированных специально для Ленинграда.
24. Гатчинская улица идёт параллельно Ленинградскому шоссе:
25.
26. По-моему, в Питере и пригородах панельные пятиэтажки такого типа, как на фото (да, они не все одинаковые, они разные бывают!), встречаются редко. Если не ошибаюсь, это 60-я серия.
27. Квартал обшарпанных двухэтажных сталинок напомнил мне район метро "Елизаровская".
Вернувшись на Ленинградское шоссе, я сел на автобус, на котором поехал уже не до Антропшино, а до самого Питера - к метро "Московская" на юге города. И, видимо, многие жители Коммунара так же каждый день ездят в Питер на работу. Пригород, расположенный в близкой доступности, становится на какую-то долю спальным районом Петербурга. Коммунар показался мне вполне уютным городом. Думаю, что летом он выглядит ещё приятнее.