Омск - в пути следования второй сибирский город после Тюмени. Тобольск, некогда являвшийся столицей Сибири, расположен в стороне от Транссибирской магистрали (от которой я, как следствие, на один день отклонился). А вот Омск, основанный относительно поздно (в 1716 году), стал фактически второй в истории сибирской столицей. В Омске воплощается городская составляющая южной, степной Сибири. Это столица сибирского казачества, а в XIX веке город являлся центром Степного генерал-губернаторства (большая часть современного Казахстана). В общем, если современной столицей Сибири считается молодой город Новосибирск - порождение Транссиба, то Омск я без преувеличения могу назвать столицей Западной Сибири. Нынешний город выглядит достаточно солидно, - в облике Омска заметен и старый губернский город, и советский областной центр, уже в ту эпоху разросшийся до больших размеров. В первой части пройдём по центру города от вокзала до берега реки Омь (правый приток Иртыша), в основном по проспекту Маркса.
2. Город начинается с вокзала. Он был открыт в 1896 году в составе Транссибирской магистрали после постройки моста через Иртыш; до этого два года поезда приезжали на временную станцию Омский пост на левом берегу (очень напоминает историю вокзала в Тобольске, вплоть до того, что река там та же самая). Здание вокзала - уже современное, притом довольно необычное, а бирюзовый цвет напоминает мне вокзал в Смоленске.
3. По соседству стоит пригородный вокзал. А перед ним - своеобразный монумент со схематичным изображением Омского железнодорожного узла.
У узла довольно интересная история. Дело в том, что в Омске сходится главный ход Транссиба с историческим, который ныне является второстепенным. В 1896 году железная дорога в Омск пришла из Челябинска через Курган и Петропавловск (который ныне находится в Казахстане), железная дорога из Тюмени через город Ишим появилась лишь в 1913 году, но именно она, соединяясь, к западу от Тюмени, с Екатеринбургом, впоследствии стала главным ходом Транссиба. От Омска магистраль продолжается дальше на восток - в Новосибирск, Красноярск и так далее. А на юго-восток отходит ныне малодеятельная линия на Барнаул, также зацепляющая территорию Казахстана (а потому большинство поездов на Барнаул идёт не по ней, а по линии Татарская - Карасук).
4. Привокзальная площадь и отходящий от неё проспект Карла Маркса, - пожалуй, что главная улица города:
5. Всех приезжающих в Омск встречает Вождь. Фото, к сожалению, вышло нечётким.
6. Поблизости немало неплохих образцов довоенной советской архитектуры:
7. Конструктивистская железнодорожная школа:
8. Двигаемся по проспекту в центр города:
9. Советская застройка Омска продолжает удивлять:
10.
11. Администрация Ленинского района города Омска:
12. Застройка становится более старой. Эти дома - видимо, вторая половина 1950-х.
13. Сталинская архитектура:
14. Бульвар Победы с мемориалом, посвящённым омичам, погибшим на Великой Отечественной войне:
15. Танк Т-34:
16. Цирк напротив бульвара:
17. Дальше проспект идёт мимо корпусов радиолокационного завода "Сатурн":
18. Очень изящное здание управления Омской железной дороги в стиле неоклассицизма начала прошлого века. Построено оно было в 1916 году, во время Первой мировой войны, руками военнопленных немцев и австрийцев, по проекту петербургского архитектора Ф. И. Лидваля. Особенно любопытно, что стоящие наверху фасада четыре статуи - "Путь", "Тяга", "Движение" и "Администрация", были изготовлены тоже одним из пленных - чешским скульптором Владимиром Винклером. Сейчас в здании расположен Омский университет путей сообщения.
19. В сторону отходит улица Маяковского. На углу стоят жилые довоенные дома в стиле конструктивизма.
20.
21. Артефакт советской эпохи на одном из домов:
22. Безусловная доминанта проспекта Маркса - "дом со шпилем". Сталинский жилой дом, построенный в 1951 году по проекту архитектора О. Е. Либготта. Это же здание, кстати, видно и на заглавном кадре.
23. Слева находится Ленинградская площадь, переходящая затем в Ленинградский мост через Иртыш, ведущий на его левый берег. Угловой дом на Ленинградской площади отмечен вот такой мемориальной табличкой:
24. И не так давно поблизости был поставлен памятник детям блокадного Ленинграда:
25. Идём дальше по проспекту Маркса. В этом кадре заметна одна транспортная особенность Омска - большое (по сравнению с другими городами) количество маршруток-газелей.
26. Улица Ленина, параллельная проспекту Маркса:
27. Уже появляется старая дореволюционная застройка:
28. Ремонтируемая пешеходная улица Чокана Валиханова. Сейчас, когда я это пишу, она уже открыта. А названа она в честь российского путешественника и этнографа, который, будучи сам казахом по национальности, стал первым за много лет иностранным путешественником, которому удалось проникнуть в закрытую для посещения страну Кашгарию.
29. Здесь же находится дом-музей советского художника Кондратия Белова - очень интересное здание начала XX века, сочетавшее в себе деревянное зодчество и модерн:
30. Особняк Гриневицкого - модерновое кирпичное здание постройки 1914 года. Сейчас в нём находится консульство Казахстана, а рядом (в кадре, если приглядеться, видно) стоит памятник Валиханову.
31. Советская архитектура здесь почти полностью сдаёт позиции дореволюционной губернской застройке. Перед глазами появляется старый Омск.
32. Омский кадетский корпус - здание бывшего казачьего войскового училища, построенное в стиле классицизма в первой половине XIX века:
33. Напротив стоит Никольский казачий собор, построенный архитектором В. П. Стасовым (для человека, разбирающегося в архитектуре Санкт-Петербурга, это очень знакомое имя) в 1833-1840 годах:
34.
35.
36. Доходный дом Е. А. Терехова. Многие старые здания в Омске - почти петербургского уровня.
И, кстати, Омск был одним из шести городов Российской империи, имевших право поднимать над губернаторским дворцом государственный флаг (также такое право имели Санкт-Петербург, Москва, Гельсингфорс, Варшава и Тифлис), что подчёркивало статус столицы Сибири.
37. Конструктивистское здание управления Иртышского речного пароходства, расположенное на проспекте Маркса:
38. А вот так проспект Маркса заканчивается:
39. Здесь же поблизости находится мемориал гражданской войне с вечнём огнём:
Как известно, во время гражданской войны, а именно в 1918-1919 годах, Омск побывал столицей Белой России, здесь располагалась ставка адмирала А. В. Колчака, и такое положение дел сохранялось до ноября 1919 года, когда белогвардейцы потеряли Омск в результате наступления Красной армии. Можно много рассуждать о том, как сложилась бы история России, если бы победили белые, но главное, что сейчас мы живём уже не в советскую эпоху, а потому, на мой взгляд, демонизацию белогвардейцев и их окрашивание в чёрный цвет стоит оставить в прошлом, не прибегая, впрочем, к аналогичной крайности в отношении красных. Кстати, особняк Батюшкина, в котором была ставка Колчака, находится поблизости, но до него я, к сожалению, не дошёл.
40. Барельефы на тему гражданской войны:
41. Без памятника Ильичу тоже не обошлось:
42. Театральная площадь и Омский музыкальный театр - интересное здание в стиле советского модернизма, построенное в 1981 году по проекту архитекторов Д. Е. Лурье, Н. Н. Стужина и Н. Н. Белоусовой:
43. В сквере напротив - новодельная часовня святого Илии пророка:
44. А это маленькая река Омь и её впадение в уже виденный мной в Тобольске Иртыш:
45. Юбилейный мост, построенный в 1967 году, ведёт на правый берег Оми - в старую часть города:
Туда и направимся в следующей части.