Окончание. Начало
здесь,
здесь и
здесьЧасть 4. Осташков: величие и безразличие
Город на озере Селигер, первые упоминания о котором относятся к концу XIV века. Жемчужина тверского края, в его окрестностях находится знаменитая Нилова пустынь. Каждую субботу в Осташков приходит наполненный туристами поезд под паровой тягой. Но стоит гостям выйти с вокзального перрона на Привокзальную площадь, паровозная сказка тут же заканчивается.
Хотя, наверное, не случайно старинный Осташков выглядит так, будто недавно подвергся бомбёжке или был освобождён от многомесячной оккупации. Отнюдь не потому, как многие могут подумать, что в нём нет хозяина. Наоборот, это попытка соответствовать образу непокорённого города в рамках предстоящего 75-летия Победы. Автобусы ходят, машины ходят, магазины работают, люди куда-то идут по своим делам, но разбитые дороги и разрушенные постройки на этом фоне упрямо наводят на мысль о пережитой осаде. Так что снимаю шляпу перед неизвестным мне автором идеи по реконструкции первых послевоенных лет: задумка удалась на все сто.
Зимний Селигер
На станцию за кипятком
Станция Осташков строилась как станция III класса на Бологое-Полоцкой железнодорожной линии. Две платформы - береговая и островная. Вокзал - кирпичный, отстроенный после войны взамен разрушенного при бомбардировке и заметно отличающийся по облику от прежнего, постройки начала XX века. В помещениях частично сохранились детали советского интерьера. Например, кафельная плитка на полу или деревянные царговые с остеклением двери на входных группах внутри здания.
С бологовской стороны от вокзала гостя может заинтересовать небольшая будка с вывеской «Кипяток». До появления в конце 1940-х годов на железных дорогах СССР цельнометаллических вагонов, оборудованных водонагревателями (титанами), кипяток пассажиры брали на станциях во время стоянки. Будки для раздачи кипятка ещё назывались кубовыми.
Вот бы «оживить» её! Чтоб пассажиры ретропоезда на Бологое (да и отправляющегося примерно в одно с ним время пригородного на Великие Луки) могли набрать кипячёной воды в термосы. А потом после прогулки по зимнему Осташкову пить чай в вагоне, слушая паровозные свистки и наслаждаясь видами за окном.
С полоцкой стороны - туалет в довольно оригинальном исполнении «под готику». За туалетом видим уже знакомый нам по
предыдущей части керосиновый погреб.
Туалет "под готику"
Керосиновый погреб на станции Осташков
Ещё одна постройка, уцелевшая, несмотря на частые налёты вражеской авиации, это водонапорная башня. Снизу, как и все водоподъёмные здания на Бологое-Полоцкой дороге, она выложена гранитом. Внутри два бака - один для технической воды, поднимаемой из озера Селигер, другой для питьевой, из скважины. Башня действующая, обслуживает станцию (хотя, потребляемые мощности её уже не те, что век назад) и несколько микрорайонов вокруг.
Рядом с башней - сохранившаяся казарма и двухэтажное краснокирпичное служебное здание. Приглядевшись, можно увидеть, что некоторые его оконные проёмы имеют арочное обрамление.
На путях станции стоят готовые к отправке вагоны с лесом-кругляком. Единственное, что сегодня даёт хоть какую-то жизнь Бологое-Полоцкой линии. Интересно, насколько ещё хватит лесов при таких темпах вырубки? И не где-нибудь, а в краю, где начинается великая русская река Волга.
Завокзальное Зазеркалье
Вокзал станции Осташков - это, можно сказать, парадный въезд в город. Минуя который, вдруг оказываешься в Зазеркалье.
В сквере на Привокзальной площади стоит обелиск в честь погибших в годы Великой Отечественной войны работников локомотивного депо Осташков. И памятник местному уроженцу, Герою Советского Союза (посмертно) Константину Заслонову. А за сквером параллельно железной дороге находится улица, названная его именем, бывшая до 1985 года Вокзальной. (Другие улицы и переулки, появившиеся при строительстве чугунки, сохранили свои железнодорожные названия: Путевой, Станционный.) Но вряд ли в поле зрения героя-партизана попадает двухэтажный дом №14 по Константина Заслонова, точнее то, что от него осталось.
Памятник К.Заслонову
Обелиск в память о погибших работниках депо
Улица Константина Заслонова
Такие дома для железнодорожных служащих часто встречаются вдоль Октябрьской (бывшей Николаевской) дороги, являясь неотъемлемой частью ансамбля станционного комплекса вместе с вокзалами, служебными и хозяйственными постройками. И этот при желании мог бы стать объектом внимания гостей Осташкова.
Брошенные книги
Дом бревенчатый, снаружи обшит досками. На окнах второго этажа сохранились наличники с незамысловатой резьбой. С восточной стороны к дому (вероятнее всего, в советское время) пристроена веранда. Второй её этаж стал жилым, а первый использовался в качестве кладовой-подклети для хранения продуктов или содержания кур. Отопление печное, санитарные удобства во дворе. Судя по всему, дом был окончательно расселён не так давно. По мере возможности его ремонтировали - кое-где на ступенях и перилах крылец свежие доски. Фото сделаны в середине февраля, в каком состоянии строение находится сейчас, мне неизвестно. А каково его будущее, тем более.
Да и сама Привокзальная площадь выглядит как-то непрезентабельно. Последний раз дорогу вокруг сквера латали, похоже, ещё при царе Горохе. А ведь на этих страшных ямах разворачиваются автобусы, связывающие ворота города с кожевенным заводом и Нижними Рудинами.
Начало «оптимизации»
«Хочешь купить? Оно продаётся». Оно - это бывшее локомотивное депо. Какой-то мужичок, заметив моё внимание к заброшенным зданиям, вдруг предложил совершить сделку. Действительно, кто ещё может здесь ходить, кроме потенциальных покупателей? На самом ли деле место выставлено на торги или нет, утверждать не берусь. Хотя, не удивлюсь, если так и есть.
Два веерных крыла, соединённые между собой корпусом ремонтных мастерских. Перед каждым веерным крылом располагался поворотный круг. Так выглядело коренное депо Осташков, открытое в 1906-1907 годах. Его территория находится с противоположной от вокзала стороны путей, попасть туда можно по деревянному пешеходному переходу. Ни паровозов, ни тепловозов здесь давно уже нет, только штабеля брёвен. А на снегу - редкие следы обуви и отпечатки протекторов лесовозов. Между корпусами депо и путями - погрузочная площадка, где брёвна с автомобилей укладывают в вагоны. Вот и вся работа.
Выбитые окна, выломанные стены, поросль деревьев - за двадцать лет бездействия здесь, можно сказать, ещё неплохо всё сохранилось. «Веерное крыло с восточной (бологовской) стороны было полностью уничтожено в годы войны, - пишет машинист, член ВОЛЖД Алексей Алексеев на своём канале
«Заповедная магистраль». - А сама территория депо находилась в полуразрушенном состоянии до середины 80-х прошлого столетия, столько вот потребовалось времени после войны чтобы полностью восстановить все разрушения». Похоже, забвение соотечественников оказалось более губительным для дороги. Мастерские, стойла, склад, прочие вспомогательные постройки - всё это постепенно превращается в сплошные руины.
Депо было расформировано в 1998 году после резкого спада объёма перевозок. Имевшийся на тот момент локомотивный парк разошёлся по другим железным дорогам тогда ещё Министерства путей сообщения. Здесь же наладили ремонт путевых машин. Но и он просуществовал только до 2000-го. С тех пор никакой хозяйственной деятельности в депо Осташков не ведётся. Это был, можно сказать, первый или один из первых шагов по «оптимизации», позднее подхваченной менеджерами ОАО «РЖД», до создания которого оставалось ещё три года.
Бродя по пустым цехам, где, кажется, до сих пор пахнет соляркой и машинным маслом, среди обломков кирпичей и прочего мусора, стараясь не споткнуться и ни за что не зацепиться, никак не хочется верить в то, что эта страница заповедной стальной магистрали безвозвратно утрачена. Наоборот, надеешься, что скоро здесь вновь начнут обслуживать и ремонтировать локомотивы.
Например, паровозы. Которые станут ходить с туристическими поездами.
* * *
Напоследок ненадолго заглянем в историческую часть этого красивого города. Где посреди былого величия, на обдуваемых селигерскими ветрами нешироких старинных улочках встречается, увы, и немало исчезающих архитектурных памятников. Которые, как и на станции Осташков, живут одной лишь надеждой на восстановление.
Троицкий собор (конец XVII века)
Воскресенский собор (конец XVII века)