Двести лет спустя

Mar 23, 2015 20:02

В субботу в Твери побывал тележурналист Андрей Лошак. Он представил публике свой документальный фильм «Путешествие из Петербурга в Москву: особый путь», ответил на вопросы зрителей.


В 1790 году Александр Радищев опубликовал сделавшую его знаменитым книгу «Путешествие из Петербурга в Москву». Спустя два с лишним века тем же путём проехал Андрей Лошак, итогом чего стал шестисерийный фильм с тем же практически названием, показанный на телеканале «Дождь» в декабре прошлого года. И то, и другое - цикл не связанных между собой очерков о современной русской провинции, что называется, без цензуры и без прикрас, о живущих в ней людях. О сегодняшних буднях российской глубинки, возможных её перспективах, о человеческих настроениях автору фильма рассказывают редактор местной газеты и фермер, бывший и ныне действующий градоначальники, библиотекарь и продавец, сотрудник музея и простой рабочий, политолог и депутат муниципального поселения.

image Click to view



В Тверь журналист, когда-то работавший в команде Леонида Парфёнова, позже - автор цикла программ «Профессия - репортёр», приехал по приглашению редакции еженедельника «Караван», «засветившегося» в одной из серий.

«Мы решили повторить маршрут Радищева, чтобы посмотреть, как сегодня живут люди на обочине трассы, соединяющей две столицы, и насколько изменилась их жизнь за двести с лишним лет», - эти слова звучат в качестве преамбулы в начале первой серии. Все шесть его частей можно посмотреть на сайте телеканала. Идея сделать картину появилась у Андрея Лошака летом прошлого года. «Находясь рядом с родителями, у которых сохранилась привычка смотреть телевизор, я поразился тому, что с экрана полностью исчезла Россия. Одна лишь Украина. А о том, что происходит в нашей стране, практически ни слова. У меня появилось желание самому посмотреть, чем живёт Россия».

кадры из фильма






Легко сказать, но не так легко сделать. Руководство «Дождя» проект одобрило, но нужны были деньги. «Несмотря на то, что канал якобы финансирует Госдепартамент США, - с иронией продолжает Лошак, - средств у него не было. Долго искали спонсора». Им стала автомобильная компания, короткий рекламный ролик которой высвечивается перед началом каждой серии. Она же предоставила автомобиль, так же, благодаря ей, удалось привлечь оператора - ныне живущего в Америке Александра Худоконя. Почему не российского? Опять же, профессиональный интерес. «Я знаю Сашу как большого мастера своего дела. Тем более, в проекте, где по сюжету предполагалось больше негатива, вести съёмки должен был тот, кто за всей разрухой способен увидеть красоту, переживать. Российские операторы при всём своём профессионализме, увы, часто из-за повседневной рутины российскую действительность слабо воспринимают. А Саша смотрел на всё именно с искренним интересом, глазами иностранца».


Будь Александр Худоконь коренным американцем, эта действительность его наверняка поразила бы гораздо сильнее. Есть от чего. Единственный дежурный медик скорой помощи на весь Торжок и Торжокский район (суммарно это почти 70 тысяч человек населения) вместо положенных девяти бригад (серия «Вышний Волочёк - Торжок»). Молодая женщина, вынужденная пойти «на трассу» и получающая за «смену» месячный оклад на основной работе. Учительница английского языка, которая ушла из колледжа, где ей платили 4 000 рублей в месяц, дворником на правительственную дачу (серия «Бронница - Едрово»). Не говоря уже про разбитые дороги, заросли борщевика, разрушенные дома и предприятия, сокращение населения. Хмурое небо, отсутствие зелени - съёмки проходили поздней осенью - тоже добавили в фильм оттенок безрадостности. Хотя, назвать фильм депрессивным тоже нельзя. Показанные в нём люди не только продолжают жить в этой, казалось бы, безнадёге, но и радоваться жизни. И продолжают поддерживать Путина. И даже, как библиотекарь Юлия из села Едрово, уверены, что все беды у человека лишь оттого, что он жалуется. Или Надежда и Валентина - доярки, работающие у фермера из Фировского района Геннадия Попова (серия «Медное - Тверь»; здесь подробная статья о нём), не за деньги, а лишь из жалости к животным.



Бывший стеклозавод "Красный Май" (упоминается в фильме)






Кстати, о фермере. Он стал одной из ярких и интересных фигур в фильме, поэтому на нём стоит остановиться чуть подробнее. В прошлом бизнесмен, переживший такое, что не каждому врагу пожелаешь, несколько лет назад приехал в русское село, где когда-то был совхоз-миллионер. В фильме он называет себя «деревнеобразующим предприятием», рассказывает об отсутствии у людей чувства уверенности в завтрашнем дне, о воровстве («Снимают запчасти прямо со стоящих тракторов»), о равнодушии чиновников («Я попросил помощи у правительства Тверской области - отказали. Попросил помощи у банков, готов был заложить всё имущество. Но там посчитали, что вкладываться в сельское хозяйство невыгодно, и тоже отказали»). А на встрече с автором фильма Попов добавил ещё один штрих в картину того, что сегодня называют сельской местностью, развитию которой государство якобы уделяет всё больше внимания. Штрих, показывающий, что это «развивающееся» село способно отпугнуть даже тех, кому, казалось бы, уже и терять нечего. «Я поместил в интернете объявление, что отдаю участки в аренду тем, кто хочет работать (кстати, благодаря такому же объявлению, которое увидел Андрей Лошак, Геннадий Попов и попал в фильм - прим. Авт.). Ко мне обратилась семья из Луганска. Человек мастеровой, с двумя сыновьями. А у меня как раз столярная мастерская простаивает. Единственное - нужно было помочь им оплатить перевозку рабочего оборудования, где-то около 50 тысяч рублей. Они приехали, я им показал дом на берегу речки, а они даже выходить из машины не стали. «У нас, - говорят, - хоть и война, но мы живём лучше. Покосившиеся дома, дороги, будто по ним на танках ездят - такое ощущение, что у вас война идёт 40 лет. Мы боимся». Развернулись и уехали куда-то под Можайск».

Геннадий Попов с женой и дочерью


К недостаткам фильма я бы отнёс отсутствие общей сюжетной линии и авторской оценки. Слишком много внимания уделено персонажам, слишком натурально они показаны. Настолько, что некоторые их реплики, не «подчищенные» при монтаже, вызывают смех. И вообще, информация, изложенная во всех сюжетах, оказалась, как бы это сказать, поверхностной, что ли. Андрей Лошак объясняет это издержками производства. Съёмки фильма заняли всего 12 дней. Из-за выставленных спонсором требований к объёму ленты и срокам, в него не вошло многое из отснятого материала. Не говоря уже об отсутствии времени для более детального сбора информации. Плюс - в это время года короткий световой день, который нужно было отработать по максимуму. Впрочем, эту поверхностность тоже можно представить за сильную сторону фильма. Человек показан таким, какой он есть в жизни - в повседневной одежде и привычной рабочей обстановке.

Многие также обратили внимание на отсутствие в фильме каких-то видов, присущих тем или иным городам. Действительно, кроме Старого моста через Волгу в Твери да кремля в Великом Новгороде, других достопримечательностей нет. Ни в Вышнем Волочке, ни в Торжке, ни в Валдае. На это автор фильма отвечает так: «Да, в Торжке несколько сотен архитектурных памятников, больше, чем где-либо в Тверской области. Только вопрос - в каком они состоянии. Это - стыд и позор».

image Click to view



Радищев за свою книгу был назван Екатериной II «бунтовщиком хуже Пугачёва» и отправлен в ссылку. Спустя столетия, она была названа великим литературным произведением и вошла в школьную программу. О фильм Лошака вытерли ноги те, кто привык не замечать грязи и очень обижается, когда кто-то посторонний на эту грязь показывает. Только грязи от этого меньше не становится. Как и фильм хуже не стал.

Что ещё могло бы войти в фильм Андрея Лошака? Кашинский район. Дорога


Посёлок Красное Знамя Спировского района. Поселковая электроподстанция. Подробнее здесь


Село Грузины Торжокского района. Усадьба XVIII-XIX вв. Подробнее здесь


Бологовский район. Борщевиковый лес на месте бывшей фермы. Подробнее здесь

Андрей Лошак, Новгородская область, Тверь, кино, Тверская область

Previous post Next post
Up