Ночь полярного дня: Баренцево море в окрестностях Териберки

Dec 27, 2015 18:00

Наше горло отпустит молчание,
Наша слабость растает как тень.
И наградой за ночи отчаянья
Будет вечный полярный день
(В. С. Высоцкий)
Во второй половине ночи я вышел из посёлка Лодейное (советская часть Териберки) и отправился пешком по скалистому побережью Баренцева моря. Хоть я и не ушёл далеко от населённого пункта, да и встретил пару раз компании туристов, всё же на берегу открытого моря, с которого, не переставая, дул мощный ветер, ко мне приходило какое-то ощущение погружения в другую реальность. Здесь как будто всё вне времени, - эти скалы, море, тундра и озёра. А ещё и полярный день, - я уже показывал, как солнце светит над морем и в полночь, и в два часа. А когда я стал уходить дальше по берегу моря, оно уже начало набирать высоту.

В половине третьего ночи я в первый раз вышел на берег открытого Баренцева моря (а не только укромной Лодейной губы, на которой стоит село). Ветер здесь был настолько сильным и студёным, что пришлось даже надеть шапку - это в конце июня :) Впрочем, я ведь в Заполярье.

2. В три часа полярное солнце скрылось за синеватыми облаками, я пошёл дальше. По каменистой тундровой грунтовке, которая проходит между берегом моря с пляжем, усеянным валунами по два метра в диаметре, и озером Секретарским, из которого берут воду для снабжения Териберки. Почти все озёра здесь, кстати, расположены заметно выше моря, и на разной высоте относительно друг друга.

3. Позади остался, на другом берегу, Териберский мыс с небольшим маяком. Небо над Баренцевым морем удивительно красивое, - переливается разными цветами и узорами при малейших изменениях погоды.

4. В холодных каменных скалах раздаётся гулкое эхо морского ветра и прибоя. Природа здесь по-настоящему сурова и прекрасна, и потрясает своим величием. От не перестающего ветра приходится утепляться всё сильнее.

5. Здесь всё какое-то необъятное. Эти скалы вместе с морем как будто говорят человеку о том, сколь он, на самом деле, мал в сравнении с природой. Когда слушаешь здесь эхо от свиста и воя ветра, кажется, что проходит целая вечность.

6. Взгляд обратно. Как видно, дорога здесь уже совсем не такая, как между Териберкой и Лодейным, - грунтовка с камнями и ухабами, тут не каждая машина проедет.

7. Секретарское озеро. Под таким ветром волнение и прибой есть даже на озёрах.

8. Холодная Арктика! Сразу видно, что это не просто море, а именно суровое студёное северное море. Я даже не помню, встречал ли где-нибудь ещё такой ветер, как здесь, - такой сильный и холодный одновременно.

9. Дорога немного отдаляется от берега моря и заходит за сопку, которая прикрывает от ветра. Ух, ну хоть немного от ветра можно отдохнуть. Здесь я решил сделать привал и подкрепиться. Кстати, обратите внимание на растительность, - в месте, прикрытом от морских ветров скалой, карликовые деревья вырастают почти размером с куст, а в месте, постоянно открытом морю, растут почти только мхи и трава.

10. Ещё одно тундровое озеро - Песчаное. В этих озёрах удивительно чистая и прозрачная вода. Можно подходить и из любого озера пить воду.

11. Дорога поднимается на каменную гряду, откуда хорошо видны два оставшихся позади озера - Песчаное и, на заднем плане, Секретарское. Кстати, хорошо заметно, что они находятся немного на разной высоте. Все озёра тут как будто развешаны между сопками. Хотя в рельефной местности такое вообще бывает часто, но там, где нет леса, это особенно заметно.

Здесь мне навстречу по дороге прошли двое туристов (их даже видно в кадре), с которыми я обменялся коротким приветствием. Чуть дальше я видел их палатку, где были ещё двое.

12. Перейдя через гряду, спускаюсь в укромное ущелье между сопками. Вдалеке видно море, а на переднем плане - озеро Малое Батарейское (происхождение названия станет понятным чуть позже), которое, что очень хорошо видно, находится на значительной высоте над уровнем моря - 37 метров.

13. Взгляд обратно. Здесь ветер дул не столь сильный, по сравнению с уже пройденным открытым участком, но волна на озере всё равно очень заметная.

14. И это озеро имеет сток прямо в море, что выглядит необычайно живописно. Сначала из озера вытекает ручеёк, который журчит между камнями и ветками карликовой ивы.

15. И вдруг...

16. Поток низвергается водопадом с 37-метрового обрыва, течёт по каньону среди изломанных скал и впадает в открытое море. Очень впечатляющее зрелище!

17. И ведь только подумать... Этим скалам много миллионов лет! Они были здесь в таком же виде задолго до появления человечества. Как я уже об этом говорил, среди такого могущества северной природы, ощущаешь себя словно вне времени.

Но время всё-таки идёт. Часы показывают уже половину четвёртого ночи.

18. Море суровое. От таких пейзажей просто захватывает дух.

19. Идём дальше. Это как раз и есть исток ручья, который потом становится водопадом. Грунтовая дорога ручей пересекает вброд. Идти приходится по камням, осторожно переступая с одного на другой.

20. Малое Батарейское озеро:

21. Обойдя озеро, я начинаю подниматься на следующую гряду. Эта цепочка сопок и перевалов кажется здесь бесконечной, и так и манит за собой путника. Каждый перевал, каждая скала - это новый и по-своему красивый пейзаж. И постоянно хочется уйти всё дальше и дальше, думая "А что там, за той грядой?".

22. По левую руку - ещё один, но уже маленький водопад - на ручье, который течёт в Малое Батарейское озеро откуда-то сверху.

23. Ну а мне сейчас предстоит перейти вот эту скалистую гряду. Грунтовая дорога здесь уже почти исчезает, превращаясь в узкую пешеходную тропинку.

24. Действительно, каждая скала и перевал - это новые красивые пейзажи. Вот между скалами показалось озеро Большое Батарейское. Ручеёк из него впадает в Малое, а то уже изливается в море водопадом.

25. А справа - ещё один валунный пляж. На заднем плане виден Териберский мыс, - справа осталась Териберская губа. Ветер тем временем всё усиливается и становится уже совсем свирепым. Где-то вдалеке, тем временем, снова проглядывает солнце.

26. Слова тут уже излишни. Настоящий Край Света...

27. А я, не спеша, взбираюсь на сопку. Тропинки здесь уже нет, поэтому идти приходится просто по направлению.

28. Под ногами - удивительно красивый ковёр из трав, мхов и ягеля. Ещё тут ягод полным-полно, но в конце июня они ещё не созрели. А вот в августе, наверное, здесь раздолье.

29. Поднялся на сопку. Это - вид в сторону Териберской губы, то есть в обратном направлении:

30. А это - бескрайняя даль Баренцева моря. Небо здесь просто потрясает.

31. Солнечный луч пробивается сквозь облака, освещая море.

Видео:

32. Перейдя через гряду, я увидел цель своего похода - скалистый мыс Долгий. На часах уже четыре, солнце набирает высоту и перемещается на восток. На самом деле, здесь совсем не так далеко от Териберки, чтобы идти досюда полтора часа. Но в таких местах я всегда передвигаюсь медленно (особенно если большой запас времени), - подолгу останавливаюсь рассмотреть те или иные пейзажи. Приглядевшись, можно увидеть, что на мысу стоит береговая артиллерийская батарея! Теперь как раз и стало понятным происхождение названия озёр.

33. Вид в западном направлении. Хорошо виден вход в губу Долгую - залив Баренцева моря длиной шесть километров. Если бы времени было бы побольше, то я бы и туда с удовольствием сходил. Когда я выходил на Долгий мыс, накрапывал небольшой дождик. Но это даже не было заметно из-за ветра. Оказалось, что на тех участках побережья, которые я уже прошёл, ветер был ещё не такой уж и сильный. А вот здесь... на Долгом морской ветер стал каким-то совершенно неистовым! Порывы, по ощущениям, доходили, наверное, до тридцати метров в секунду, а то и больше. Временами мне приходилось крепко упираться ногами в скалу, чтобы меня просто не снесло. По звуку ветер здесь уже не завывал, а грохотал. И раздающееся в скалах эхо напоминало мне раскаты грома.

34. Облака немного разошлись, засияло уже довольно высокое солнце, и я снова увидел радугу! Второй раз, - первый раз был ещё поздним вечером, поблизости от Старой Териберки.

35. Всё ближе к цели! Идти было, на самом деле, трудно, так как приходилось сопротивляться ветру.

36. Ночь постепенно переходит в утро. Свет солнца стал очень ярким, а на море, похоже, начинается шторм. Волна постепенно усиливается, причём прямо на глазах. Как я уже говорил, стоя здесь, особенно интересно представлять, что находишься на настоящем Краю Земли, - ведь дальше только просторы Арктики и северный полюс... А ещё, если повезёт, отсюда можно увидеть вдалеке какое-нибудь судно, идущее из Мурманска, в том числе на Северный морской путь. А в Баренцевом море суда курсируют разные - от траулеров до атомных ледоколов.

37. А вот и одно из береговых орудий. Это - артиллерийская батарея береговой охраны №199 30-го отдельного артиллерийского дивизиона. Состоит из 100-мм орудий Б24-БМ. Здесь она была сооружена в конце 1930-х годов, но в наше время уже давно не действует. Вроде, уже в 1950-е годы её расформировали. Но стволы орудий по-прежнему напоминают об истории.

38. Между орудиями стоит увенчивающий скалу поклонный крест. Как уже говорилось, по давней поморской традиции кресты служили морскими навигационными знаками. Лицевой стороной крест обращён прямо к западу. Безусловно, крест, как путевой знак, весьма символичен. Наверное, это не случайно было задумано.

Ещё видео. Надо сказать, что, к сожалению, вся мощность ветра на видео не передаётся. В реальности он звучал громче.

39. Вид в западном направлении. Где-то вдалеке, кажется, виден краешек острова Кильдин, с очень характерными очертаниями. А до него здесь, однако, 28 километров.

40. И море... Мыс Долгий стал пока что самой северной точкой мира, где я когда-либо был (69⁰12'50'' северной широты), а также самой дальней точкой, достигнутой в этой поездке. Позади осталось Белое море и Соловецкие острова, Мурманская железная дорога, рудные города Апатиты и Кировск, глухой посёлок Имандра у хибинских отрогов, портовый город Мурманск. И даже Териберка уже осталась позади! Передо мной только море.

41. А за спиной - безлесные скалистые сопки. Даже карликовых деревьев в этом месте почти нет.

42. Орудие, море и Териберский мыс вдалеке:

43. Окрестные скалы:

44. Ещё один вид на запад. На фоне Кильдина, ближе к Териберке, ещё находится остров Малый Олений, но он более низкий, и его не видно, - с Кильдином сливается. Хотя, наверное, когда облачности поменьше, можно и различить.

45. И снова вид на восток - на Териберский мыс:

46. Поближе:

Наверное, на мысу Долгом я бы провёл ещё больше времени, но уж чересчур сильным здесь был ветер, и в половине пятого я решил идти обратно и понемногу возвращаться в Териберку. Как уже сказано, это была самая дальняя точка этого моего путешествия, а значит от мыса Долгого начался обратный отсчёт и путь домой - в Питер. Первые километры пути домой мне предстояло пройти пешком - до посёлка Лодейное, той же дорогой, которой я уже шёл в середине ночи.

47. Оборачиваюсь. Последний взгляд на мыс Долгий.

Затем снова перехожу через скалистую гряду, спускаюсь вниз, и продолжаю идти среди тундры и сопок по уже знакомым местам - мимо озера Малого Батарейского, водопада.

48. Каменистая тундра под ногами:

49. Карликовая берёза. Вроде бы и на дерево она вообще не похожа, но берёзовые листья всё-таки узнаются.

50. Хотя, как я уже показывал, в местах, закрытых скалами от моря, карликовые деревья могут вырастать выше:

51. Ночь заканчивается. Я спускаюсь с ещё одной гряды. Вот и знакомые уже два озера на разной высоте, а вдалеке две вышки сотовой связи (сравните с этим снимком). Я приближаюсь к Лодейному, при этом помня о том, что уже двигаюсь в сторону дома.

52. Погода к утру вдруг стала меняться. В первой половине ночи было всё время солнечно, в середине (включая мыс Долгий) - переменная облачность, а сейчас быстро стали сгущаться тучи, а ветер заметно усилился. Теперь уже здесь - возле Секретарского озера, его порывы были почти такими же, как на мысу Долгом.

53. А море действительно уже штормит. Волны бушуют всё сильнее. Из плотно затянувших небо туч иногда идёт не сильный косой дождь. Под порывами морского ветра, с которыми я уже свыкся, я продолжаю идти, при этом уже чувствуя усталость, - всё-таки не спал уже почти сутки, а ещё и целую ночь ходил, получая сильные впечатления. Но осталось немного, - в семь часов утра из Лодейного отправится обратный автобус на Мурманск.

54. Секретарское озеро и водозабор. Тоже уже знакомое место (для сравнения - кадр, сделанный в пол третьего ночи и ещё при солнечной погоде).

55. А вон уже и Лодейное. На переднем плане - болотное озеро Капшуковое. Круглое, как блюдце. Правда, с мутной водой.

56. Посёлок поближе. Его я уже подробно показывал в предыдущей части.

57. Слева на скале осталась метеостанция. А в море здесь уже начинается Териберская губа. Под утро погода стала хмурой, но и серые тучи придают скалам Баренцева моря особенную красоту.

58. Постепенно огибаю Капшуковое озеро и приближаюсь к посёлку.

59. Было уже почти шесть часов утра, когда я вернулся в Лодейное. Пока что посёлок ещё спит, людей на улицах ещё особо не заметно. Но уже просыпаются птицы, которых солнечной ночью почти не было слышно.

60. На переднем плане - школа. Кстати, здесь она называется не Териберская, а именно Лодейнинская. Явно осталось с времён, когда школы в Териберке было две, и одна, ныне заброшенная, находилась в старой части.

61. Ветер разыгрался не на шутку. Теперь он уже и в посёлке был штормовым. Боюсь представить, что творилось в тот момент на мысу Долгом, откуда я ушёл час назад...

Вот в эти минуты я особенно почувствовал колорит посёлка на Крайнем Севере. Обшарпанные пятиэтажки без балконов, во дворах которых завывает ветер и кричат чайки. Скалы вокруг, где-то слышен штормовой морской прибой. На видео, к сожалению, ветер тоже не так хорошо передан.

62. Южная окраина жилого квартала посёлка (для сравнения ракурсы - этот и этот). Обратите внимание, что, по сравнению с серединой ночи, в заводи, что справа, стало больше воды. На море начался прилив!

63. Скала, на которой стоит погранзастава. Здесь есть и деревянная сторожевая вышка.

64. А вот это уже и вовсе похоже на ДОТ:

65. Рыбзавод и котельная (ночной снимок для сравнения). Кстати, внимательно приглядевшись, на фотографии можно увидеть автобус бирюзового цвета :) Именно там он отстаивается ночью (а водитель, видимо, ночует в заводском общежитии). Кстати, ночью я автобус даже не заметил, хотя и на ночной фотографии он виден.

66. Вид чуть правее. Виден причал и уже показанное в предыдущих частях судно, всю ночь стоявшее на рейде. В защищённой от штормов Лодейной губе, даже в такую непогоду на море, волнение относительно слабое.

67. Вид на другой берег губы. Там - Старая Териберка и суровые серые скалы, которые теперь не освещают солнечные лучи, - вокруг серая хмарь.

68. Уже почти половина седьмого, и ждать автобуса осталось недолго.

69. Пожарная часть рядом с котельной. Ночью я её отчего-то не приметил.

70. Я хотел найти место для последнего перед обратным отъездом привала. Обнаружил скамейку у пожарной части со стоящим на ней забавным старым чайником, напоминающим иллюстрации к детским книжкам, и решил присесть туда. Тем более, что это сторона, обратная направлению ветра. Здесь хоть продувать не будет.

71. А потом пошёл обратно в центр Лодейного. По "центральной площади" посёлка я в последние минуты ходил из стороны в сторону, ожидая автобуса. Пошёл косой дождь, и продолжал дуть шквалистый ветер. Бодрым шагом мимо меня прошла женщина, направляющаяся с утра на работу в детский сад. А где-то в 6-50 начал собираться народ, ожидавший автобуса.

(ночной кадр для сравнения)

Наконец, в семь утра уже знакомый автобус со знакомым с вечера водителем показался в переулке, подъехал и остановился здесь. Хоть автостанции здесь нет, но водитель сказал, что нужно отдельно купить билет: "Вот, переулок пройдите. Вон та пятиэтажка, у которой угол ободранный, - у неё в середине синяя деревянная дверь. Вот там и купите билет", - сказал мне водитель. Занятная схема :) На синей двери висела вывеска "Почта". Зайдя внутрь, я оказался в маленьком тускло освещённом помещении, где слева, в окошке ещё одной деревянной двери, и оказалась автокасса.

72. Мне выдали вот такой билет, выписанный от руки на бланке.

Получив билет и расплатившись, я вышел на улицу и по переулку побежал обратно к автобусу. Пройдя в самый конец салона, я занял место у окна. В автобусе было очень тепло и просто уютно. Сев на своё место, я с улыбкой вспомнил, как вечером садился на этот же автобус в Мурманске, предвкушая тогда ночные впечатления.

73. В семь часов автобус тронулся, проехал через всё Лодейное, потом вдоль берегу губы, мимо кладбища остовов кораблей, которые теперь уже почти не видно, - прилив ведь!, а затем сделал заезд в уже знакомую мне по вечеру Старую Териберку - на то же место, куда я приехал в пол девятого вечера. Дождь, тем временем, продолжался, и хлестал по окнам автобуса.

(почти тот же вечерний ракурс)

74. Когда переезжали по мосту устье реки Териберки, прилив стал особенно хорошо заметен. Ночью здесь была чёрная илистая отмель (снимок, сделанный в пол первого ночи), а сейчас её совсем не видно! Всё залито водой.

Так ночь полярного дня закончилась. Когда автобус повернул после моста налево, и Териберка окончательно скрылась за сопками, я закрыл глаза и провалился в сон. А проснулся лишь тогда, когда автобус уже ехал по центральным улицам Мурманска, застроенным многоэтажными домами, вид которых после Териберки резал мне глаза. В половине десятого утра автобус высадил меня возле мурманского автовокзала, где я вчера вечером (хотя я ночью не спал, и вчера и сегодня для меня слились) на него садился. Погода в городе оказалась уже более мягкой. Было по-прежнему холодно, но ведь здесь нет открытого моря, - только Кольский залив. И нету такого невероятного ветра, какой был в Териберке. Как и вчера, погода менялась каждые полчаса, а к вечеру и вовсе прояснилось, и стало солнечно. Вечером мне предстояло садиться на поезд Мурманск - Москва и ехать домой в Питер. Этот путь на юг (да, после Кольского полуострова Питер - это тёплый и солнечный юг с тёмными ночами) я ещё покажу отдельно.

А Териберка мне потом всё время казалась каким-то видением. Уж настолько необычной была ночная поездка в неё. Настолько невероятные пейзажи, и настолько колоритный посёлок. Я потом всё время думал - а может быть, Териберка мне и вовсе просто приснилась? Уже гуляя по Мурманску с его оживлёнными проспектами, портовыми кранами и многоэтажками, мне трудно было поверить, что всё это было на самом деле. Не говоря уже о том, когда я вернулся в Питер. Наверное, здесь сказалось ещё и то, что в Териберке я ночь не спал, - сбои со сном усиливают подобный эффект. Но нет, - и в памяти фотоаппарата снимки из Териберки остались, да и воспоминания слишком чёткие. Значит, всё это и правда было. И всё равно будто во сне.

А ещё, - уже когда я вернулся в Питер и ехал на метро домой с Ладожского вокзала, я всё время невольно сравнивал Петербург с Териберкой. И пришла в голову мысль: А всё таки - где более настоящая жизнь? В богатых и перенаселённых мегаполисах, или в неказистом посёлочке на Краю Земли у арктического моря? Даже и не знаю...

ПУТЬ НА ПОЛНОЧЬ (БЕЛОЕ МОРЕ, КОЛЬСКИЙ ПОЛУОСТРОВ). ИЮНЬ 2015:

Белое море:
Из Петербурга на Соловки. Железная дорога и Белое море
Соловки. Спасо-Преображенский монастырь
Соловки. Посёлок Соловецкий
Соловки. Окрестности посёлка и природа острова
По Белому морю с Соловков на материк: Соловки - Рабочеостровск
Рабочеостровск и Кемь. От пристани до вокзала в начале белой ночи
Южная часть Кольского полуострова:
Апатиты. Город-минерал
Кировск. Центр города
Кировск. Ближе к окраинам и природные пейзажи
Имандра. Станция и посёлок
Атомный ледокол «Ленин»
Ночь полярного дня (Териберка, Баренцево море):
Дорога в Териберку. На автобусе из Мурманска
Териберка, часть 1 (Старая Териберка и к востоку от неё)
Териберка, часть 2 (от старой Териберки до Лодейного, Лодейное и выход к открытому морю)
Баренцево море в окрестностях Териберки
Окончание:
Дорога домой. На поезде от Мурманска до Петербурга

Путешествия, Северо-Запад, Русский Север, Кольский полуостров, Природа, Арктика, Крайний Север, Россия