(no subject)

May 22, 2021 20:54

Вольдемар Петрович АНДЕРСОН
(1891-1938)

Художник, уроженец г. Риги. Родился в рабочей семье. Летом работал пастухом, зимой учился в волостной школе, в местечке Дзербене. Затем в четырехклассной рижской школе. Позже жил в Сибири, там занимался охотничьим промыслом, рыболовством, работал на железной дороге.
В 1910 г. опять в Риге, где поступает учеником к живописцу. В 1914 г. заканчивает вечерние рабочие курсы «Общества рижских живописцев». В 1915 г. учится в Рижской городской художественной школе, на портретном отделении. Далее мобилизован на военную службу. В 1917 г. становится учеником 6-го класса «Всероссийского общества поощрения художеств» в Петрограде. В этом же году призван в сводный полк латышских стрелков в Смольном.
В 1918 г. впервые выставляется в экспозиции латышских стрелков, художников, в Москве, в Кремле.
В 1919 г. учится во ВХУТЕМАСе, в классе профессора К.А. Коровина, работает в клубе ВЦИК в Кремле в качестве заведующего и преподавателя изостудии. По окончании ВХУТЕМАСа в 1921 г. получает звание художника-мастера.
В 1925 г. вступает в АХР, участвуя во всех выставках этой ассоциации.
Андерсон также участник юбилейных выставок «10 лет РККА» (1928), «15 лет РККА» (1933), «15 лет советского искусства» (1933) - в честь РСФСР, выставок на заводе «Динамо» в Москве (1932), «Донбасс в живописи» (1934) и др.
Много ездит по стране с творческими заданиями: в Узбекистан (1929-1930), в Нижний Тагил на Уралвагонзавод (1932), в Республику Немцев Поволжья (1932), Казахстан (1934), в г. Константиновку (1934).
Арестован 9 декабря 1937 г. Предъявлено обвинение в шпионской деятельности в пользу Латвии как «члену боевой террористической группы». Якобы в составе группы, куда входили художники И. Ринкус, А. Древин, В. Якуб, П. Ирбит, Э. Раценайтис, Г. Клуцис, Я. Калнынь, намеревался совершить террористический акт во время прохождения колонн демонстрантов на Красной площади 1 мая или 7 ноября 1937 г. Был другой вариант: совершить террористический акт на выставке «Индустрия социализма», которая должна была открыться в ноябре-декабре 1937 г. Во время прибытия на выставку Сталина, Кагановича, Молотова, Ворошилова один из художников якобы должен был в них стрелять - таков сфальсифицированный следователями НКВД сюжет, реальность которого должен был подтвердить своей подписью Андерсон. И подтвердил.
Творческие командировки Андерсона, ставшие стартом для создания картин: «Кузнечный цех» (1929), «Улица старого Самарканда» (1929), «Стеклолитейный цех» (1934), «Бабка и внучка» (1935) и др., - также легли в основание обвинения, будто бы собирал данные о советском быте и труде.
Из протокола допроса:
Вопрос: Какую конкретно вы выполняли шпионскую работу?
Ответ: <…> Будучи художником по специальности, я очень часто в связи с этим разъезжал по различным городам СССР, где производил зарисовки на фабриках и строительствах отдельных цехов, улиц, в городах и новостройках. Так, например, я был на металлургическом заводе в Нижнем Тагиле, где посетил вагоностроительный завод. Мною был зарисован один из цехов вновь выстроенного завода в Самарканде. Бывал я также на стекольном заводе в Константиновке, в пограничной зоне - Сталинабаде, в Башкирии, где производил зарисовки и знакомился с условиями жизни населения, их бытом и настроением1.
Расстрелян 3 февраля 1938 г.
Последний адрес проживания Андерсона: Москва, Арбат, д. 23, кв. 22.
Жена - Вера Васильевна Лапшина и дочь - Элла Вольдемаровна Андерсон вели долгую переписку с властями по реабилитации Андерсона и безрезультатному поиску его картин.

Текст составлен Э.Ф. Шафранской
1. ГА РФ. Ф. 10035. Оп. 1. Д. П-46716. Л 17.

Бутово

Previous post Next post
Up