Турсунали Кузиев сделал мне царский подарок: показал хранящиеся в его коллекции работы Усто Мумина, рассказал об андижанском периоде художника.
Тезисно:
УМ жил в Андижане у художника Казиева, в гостевом доме, что располагался во дворе дома, у ворот, и состоял из двух комнат. Когда? Скорее всего, после лагеря, в 40-е годы. (Турсунали Каримович знаком с дочерью Казиева Дурдоной, учился с ней, также был знаком с сыном художника - Махмудом, который учился с женой ТК, тоже художницей, он и рассказал об УМ.)
Всех андижанцев поражала в УМ аристократическая манера держаться.
Военное время, вокруг пыль и разор, а УМ всегда в белом чесучовом (или льняном) костюме. Откуда деньги у небогатого художника? Он брал костюмы в долг у продавца, через некоторое время возвращал, якобы заметив брак или пятно, - брал новый. Никогда не ходил в старых костюмах. Был пижоном.
УМ вел в то время занятия в Уйгурском театре, а также выполнял работу художника.
Его ученики рассказывали, что он курил сигары. Не то что бы курил, но закуривал точно: закурит, положит на подоконник, сигара курится, прожигая деревянную поверхность и оставляя пятна, которые спустя время показывали - здесь был/курил УМ.
Студенты часто докуривали эти сигары.
Все это рассказано Махмудом Казиевым в 90-е годы.
Ниже - работы УМ (эскизы костюмов, мизансцен и проч.)
Фархад и Ширин
Трон
Турсунали Каримович не сказал, но дал понять, кто стучал на УМ. См. в тег.